Телевидение в связях с общественностью. Захаров В.В. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

режиссера, делом которого становилось определить, найти эту конкретность. Однако расплывчатость такого
сценария чревата, как легко догадаться, непредсказуемостью результата.
Постепенно практика показала, что истина лежит посерединесценарий должен быть именно литератур-
ным произведением, которое легко и интересно читать, поскольку в нем в увлекательной, художественной
форме изложена мысль автора
1
. Эта мысль должна быть подкреплена конкретным материалом, быть изложена
по возможности образно, должна создавать определенный эмоциональный настрой. Такой подход, с одной сто-
роны, дает режиссеру достаточно материала, чтобы разрабатывать режиссерский сценарий (в чем-то похожий
на «железный»), а с другойне сковывает его творческую инициативу. Этот сценарий и получил обозначение
«литературный сценарий».
Широкое распространение также получил так называемый двухрядный сценарий. Он представляет собой
упрощенный вариант режиссерского сценария: в левой колонке записывается содержание видеоряда с указани-
ем мизансцены, крупности, иногда движения камеры, длительности кадра, а в правойзаписывается текст. Так
как на практике применяются как литературный, так и двухрядный сценарии, поговорим подробнее о каждом
из них.
Начнем с литературного сценария. Во-первых, как любое художественное произведение, он должен иметь
заголовок. В заголовке содержится все, ради чего написано произведение. Здесь обозначены проблема, идея,
содержание и отношение автора ко всему описанному. Поэтому нельзя давать названия броские, но не отра-
жающие действительный смысл сценария. В начале работы над сценарием можно дать ему приблизительное
название, которое в последующем будет уточнено.
Во-вторых, сценарий должен быть читабелен. Он должен быть написан в интересной форме, соответст-
вующей теме и идее. Однако литературность его своеобразнаона ограничена таким свойством телевидения,
как экранность. Следует четко уяснить себе, что способ передачи информации словом (писаным или звучащим)
заметно отличается от способа передачи информации с помощью изображения и звука. Например, на радио мы
вынуждены словом описывать внешность человекаего рост, комплекцию, цвет глаз, волос и т.д. Телевидение
избавляет от такой необходимостимы просто показываем человека и при этом в описательной части получа-
ем возможность рассказать что-то, дополняющее внешнее представление о нем. Об этом следует помнить при
написании как сценария, так и закадрового текста.
В-третьих, литературность сценария предполагает наличие сюжета и фабулы. Под сюжетом мы будем по-
нимать последовательность событий в сценарии, а под фабулойих реальную последовательность (в специ-
альной литературе есть и обратное понимание). Как в любом литературном произведении, сюжет и фабула мо-
гут не совпадать. Это несовпадение проявляется двояко. В первую очередь сюжет, безусловно, меньше по со-
держанию, чем фабула. Ведь автор не просто воспроизводит действительность, в точности ее копируя. Он вы-
бирает из нее то, что важно для выражения его мысли, отбрасывая ненужное. На это обстоятельство необходи-
мо обратить особое внимание! Ваш сюжет должен содержать такую часть реальности, которая достаточна для
того, что вас правильно поняли, чтобы в полной мере проаргументировать свою позицию. В сюжете не должно
быть ничего лишнего!
Вторым отличием сюжета от фабулы является то, что автор волен изменить последовательность событий.
Скажем, коллектив приложил огромные усилия для улучшения своей деятельности, добился больших успехов и
был отмечен премиейтак развивались события в реальности. А сюжет можно начать с вручения премии, а
потом уже рассказать о том, что же именно было сделано. Такой прием перемены последовательности событий
значительно усиливает драматизм повествования. Но будьте осторожны, не запутайте зрителя неожиданными и
плохо обозначенными переходами из одного времени и места в другое.
В сценарии обязательно должно быть какое-то действие, развитие, движение мысли. Скажем, если мы де-
лаем передачу о кафедре, то совершенно непригоден был бы такой сценарий:
Кафедра создана в 1996 году. Возглавляет ее доктор наук, профессор Иванов. На кафедре работают 17
преподавателей, 14 из которых имеют ученую степень кандидата наук. С момента создания кафедры ее пре-
подавателями защищены одна докторская и 5 кандидатских диссертаций, что сделало ее одной из наиболее
сильных кафедр с точки зрения процента остепененности.
За время существования кафедра подготовила 2 учебника, 34 методических пособия, 65 методических ука-
заний, опубликовала 54 научных статьи в академических изданиях и 114 – во внутривузовском «Вестнике».
Кафедра хорошо оснащена технически. Она имеет 2 ксерокса, 15 компьютеров, 3 сканера, 2 плоттера, 4
видеомагнитофона, 2 видеокамеры, микшерный пульт, 2 цифровых и более 10 обычных фотоаппаратов, эпи-
диаскоп, видеопроектор, музыкальный центр и многое другое. Компьютерный класс кафедры может прини-
мать одновременно до 50 человек с выходом в Интернет.
Первый выпуск студентов (17 человек) кафедра осуществила в 2001 году. Затем в 2002 было выпущено
17 человек, в 2003 – 21.
Такой сценарий не имеет никакого развития, движения. ЗДЕСЬ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ! Это просто
1
Ознакомьтесь, например, со сценарием широко известного фильма «Москва слезам не верит» в компьютерном классе
кафедры (Pr 1/user/Захаров/сценарии).