ВУЗ:
Составители:
Эпизод – это частичка сюжета, имеющая свои начало и конец, обладающая некоторой автономностью.
Каждый эпизод обладает единством состава действующих лиц, времени и места действия. Например, в теат-
ральных пьесах эпизод («явление») начинается и заканчивается сменой действующих лиц («Входит Иван Мак-
симович» – начался новый эпизод). Эпизоды представляют собой как бы микроистории, из которых состоит вся
история. Скажем, в известной сказке «Колобок» эпизодами выступают: просьба испечь колобок; выпечка ко-
лобка; встреча колобка с зайцем; встреча колобка с волком; с медведем; с лисой. В принципе, каждый из этих
эпизодов имеет свое начало и свой конец, свой микросмысл. Но мораль всей сказки становится ясной только из
всей совокупности эпизодов. Отсюда ясно, что эпизоды не могут быть соединены механически. Во-первых, у
них должен быть некий общий смысл, некая сверхзадача, на которую они работают. Во-вторых, они должны
быть логически связаны друг с другом, вытекать друг из друга. Скажем, в том же «Колобке» эпизод выпечки
логически вытекает из эпизода с просьбой испечь колобок («А ты по амбарам помети… Старуха так и сдела-
ла…»).
Но если эпизоды прямо не связаны между собой, появляется необходимость в переходе между эпизодами.
Его задача – соединить эпизоды, сделать смену содержания рассказа плавной, логичной, понятной. В видеоряде
это может быть нейтральный кадр (кадры), например, пейзаж. Он может быть короче или длиннее, но он обяза-
тельно подготовит зрителя к смене темы.
В конечном счете, весь сценарий (и весь сюжет) состоит из этих «кирпичиков» – эпизодов и переходов
между ними. Соответственно, работу над сценарием можно, по рекомендации Г.М. Фрумкина, построить сле-
дующим образом:
• представьте весь собранный вами материал в виде эпизодов и переходов между ними;
• отберите из этих эпизодов и переходов то, что обязательно должно войти в сценарий;
• расположите отобранные эпизоды и переходы в соответствии с разработанным вами сюжетом [5, с. 23].
У последнего пункта есть одна сложность, о которой нельзя забывать. Речь идет о способности человека
домысливать полученную информацию. Последовательность расположения кадров может создать тот или иной
образ у зрителя. Собственно, на этом строится художественный монтаж: кадр плюс кадр – больше чем два кад-
ра, как сказал С. Эйзенштейн. Поэтому, соединяя свои эпизоды в определенную последовательность, подумай-
те, какой эффект такое соединение может произвести. К примеру, в одной работе после вызывающего сочувст-
вие рассказа о детях-инвалидах, шел длинный кадр с бездомной собакой. А ведь собака и друг человека, и одно
из ругательных слов! Ассоциация возникала двусмысленная.
Еще одним важным свойством литературного сценария является образность. Образ есть абстрактная идея,
выраженная в конкретной чувственной форме, гласит классическое определение. Другими словами образ – это
некие ассоциации, возникающие у автора по поводу определенного предмета, явления, события. Образы созда-
ются с помощью метафоры, сравнения, метонимии (замены одного слова другим), синекдохи (обозначения це-
лого частью или наоборот), гиперболы и литоты (преуменьшения). Использование образов позволяет часто
лучше, яснее и лаконичнее передать свою мысль, настроение. В противном случае пришлось бы прибегнуть к
длинному, скучному рациональному описанию. Вот отрывок из сценария А. Бизяка и О. Родионова «Ни к селу,
ни к городу» о погибающих поселках торфоразработчиков: «…Из вязкого тяжелого тумана, слоящегося по зем-
ле, вдруг выныривает невесть откуда взявшаяся змейка узкоколейки. Она появляется внезапно, как мираж, и
также внезапно исчезает. То ли в тумане, то ли в высокой траве, то ли вообще в реальности этой жизни. Но нет,
вон за тем березнячком она материализуется вновь, но, просуществовав всего несколько метров, снова пропа-
дает.
Что за узкоколейка? Зачем она? Откуда и куда ведет? Иллюзия? Примета забытой жизни? Да нет…
Послышался сиплый надсадный гудок, и вот из тумана выполз махонький тепловозик. К нему прицелен
такой же пассажирский вагончик – допотопный, потрепанный временем. Медленно, будто на ощупь, гремя
сцепкой и переваливаясь с боку на бок, этот поездок упрямо пробивается вперед, сквозь туман, сквозь лес, че-
рез болотца и овражины» [5, с. 16–17].
Неправда ли, читая этот отрывок, реально представляешь себе этот утренний лес, как бы тающее в тумане
человеческое существование, а самое главное – уже в этом отрывке чувствуется печаль, безысходность жизни
людей в этих брошенных поселках.
Однако, работая над сценарием курсовой, не увлекайтесь образами. Помните, что их прочтение разными
людьми не всегда совпадает. Здесь очень многое зависит от жизненного опыта, кругозора, культуры человека, и
потому один и тот же образ у одних людей вызовет восторг, а у других – возмущение.
И еще об одной кажущейся мелочи – о детали. Деталь порой чрезвычайно точно характеризует человека,
место или время действия. Включенные в сценарий детали о многом могут сказать.
В то же время деталей не должно быть слишком много (как и слишком мало). По мнению Р. Уолтера, пе-
реизбыток деталей в сценарии либо толкнет режиссера к неверному шагу при съемках, либо, что вероятнее,
покажет непрофессионализм сценариста [3, с. 26].
Двухрядный сценарий представляет собой запись содержания будущей передачи в две колонки. В прин-
ципе, это упрощенный вариант режиссерского сценария с подробной раскадровкой всего будущего фильма. В
левой части его описывается видеоряд – содержание, крупность, точка съемки, движение камеры и действую-
щих лиц, длительность, даются пояснения «стенд-ап», «синхрон», короче, все, что касается изображения. В
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »