ВУЗ:
Составители:
набор фактов, которые еще требуют осмысления, анализа. Соответственно, видеоряд такой передачи будет
представлять собой набор однообразных картинок, которые, в основном, повторяют текст. Передача будет пре-
дельно унылой и скучной. Только факты и нечего кроме фактов – такое правило применимо для некомментиро-
ванной информационной заметки, проблемный же репортаж или очерк не существуют без аналитики, обобще-
ний.
К телевидению вполне относятся слова известного режиссера Марины Голдовской: «Кино вообще должно
рассказывать истории» [5]. Истории же не существуют вне людей. Любую проблему лучше раскрывать через
человека. Человеческие коллизии, преодоление трудностей, разрешение конфликта – вот что интересно любому
зрителю.
Как и любое другое литературное произведение, сценарий состоит из экспозиции, завязки, действия (раз-
вития), кульминации и развязки.
Экспозиция представляет собой описание места и времени действия, представление основных действую-
щих лиц. Но значение экспозиции этим не исчерпывается. Она задает тон всему будущему произведению, на-
страивает зрителя на спокойный или драматический рассказ, так или иначе нацеливает его на дальнейшее раз-
витие событий. Она же может вызвать скуку и желание переключиться на другой канал. Это происходит, если в
экспозиции нет динамики, если не понятно, о чем будет речь дальше. Экспозиция должна быть достаточно пол-
ной, чтобы зритель понял, о чем речь пойдет дальше, но не должна быть затянутой. В ней не должно быть и
ничего, не имеющего отношения к последующему повествованию. В начале одной из курсовых работ в течение
полутора-двух минут (из 5 всего, т.е. до 40 % времени!) рассказывалось о подготовке к рыбалке: о раннем подъ-
еме, экипировке рыбаков, о том, как они готовили снасти, копали червяков, о расположении места рыбалки и
т.д. А потом выяснилось, что проблема, о которой хочет поговорить автор – экологическая. Тогда к чему были
все эти лески, крючки, червячки и километры? Ошибка автора заключалась в том, что, намереваясь вплести
разговор о нашем отношении к окружающей среде в конкретную историю – рыбалку (само по себе стремление
оттолкнуться от реального конкретного события – это хорошо), он во вступлении слишком увлекся последней,
сообщив массу ненужных фактов, сбив с толку зрителя и попутно сильно затянув экспозицию. В другой же
работе, наоборот, в экспозиции сообщалось только, что открывается долгожданный мост, что на мероприятии
присутствуют такие-то лица. Где, в каком населенном пункте построен мост, через какую реку – так и осталось
тайной. Это пример слишком урезанной экспозиции.
Завязка, по существу, означает конец экспозиции и начало действия. Чаще всего завязка связана с появле-
нием или проявлением проблемы, конфликта. Он может развиваться между героями, между героем и другими
людьми, между героем и окружающей средой. Собственно, история, которую мы хотим рассказать, начинается
отсюда. Это тот момент, вокруг которого, так или иначе, вращаются практически все события сюжета. Все, что
не связано с конфликтом, с его развязкой, является лишним материалом.
Завязавшийся конфликт развивается во времени и пространстве. Это следующая часть сценария – дейст-
вие, развитие. Она длиннее экспозиции, завязки и развязки вместе взятых. С этой точки зрения ее можно на-
звать основной. Здесь происходят те события, в которые втянуты наши герои, раскрываются их характеры, пре-
одолеваются различные трудности. Поэтому важно отобрать именно те события, которые «работают» на идею
вашего произведения. Количество событий должно быть именно таким, которое достаточно для того, чтобы
можно было делать выводы, и чтобы зритель понял и принял их. Вместе с тем нельзя забывать, что это не дол-
жен быть просто набор ситуаций, связанных между собой только общими героями (вроде «Иван Иванович и
работа», «Иван Иванович и семья», «Иван Иванович и друзья», «Иван Иванович и свободное время»). Все
фрагменты вашего сюжета должны быть логически связаны друг с другом, должны вытекать один из другого и
перетекать один в другой.
Постепенно ваше повествование становится все более драматичным и достигает следующего элемента
сюжета – кульминации. Это самый напряженный момент, кризис, который разрешает возникший ранее, а те-
перь назревший конфликт. В зависимости от остроты конфликта это может быть победа героя, а может быть
его гибель, это может быть озарение, когда открывается истина или обнаруживается выход из ситуации. Но так
или иначе, обозначенный в завязке конфликт перестает существовать: он либо разрешается, либо изменяется,
перерастает в следующую стадию. Иногда возможны ситуации, когда конфликт, как кажется, не разрешается.
Такова, например, ситуация в сюжете о безуспешных попытках жителей ветхих домов в центре Тамбова до-
биться получения нового жилья: они продолжают жить в ужасающих условиях и практически никто не берется
решать их проблемы, а предлагаемые варианты едва ли лучше. Проблема данной работы заключалась не в са-
мом жилищном вопросе, а в попытке найти способы и пути его решения. И кульминация сюжета заключалась в
констатации того, что власти города решить эту проблему не в состоянии, а единственной надеждой остается
то, что когда-нибудь состоятельные люди захотят выкупить участки под домами и этих денег хватит на приоб-
ретение другого жилья.
Последним элементом сюжета выступает развязка. Она окончательно расставляет все на свои места, рас-
крывая последние детали в объяснении происходившего и завершая рассказ об имевших место событиях.
Иногда в сценарии могут быть пролог и эпилог. Задача пролога – сразу заинтересовать зрителя предстоя-
щей историей. В нем воспроизводится какой-нибудь загадочный фрагмент либо из середины действия, либо из
кульминации. В эпилоге автор вкратце рассказывает о дальнейшей судьбе героев.
Последовательность этих элементов, их длительность могут быть разными. Все зависит от воли автора, его
способности расположить элементы так, чтобы максимально заинтересовать зрителя. В свою очередь каждый
из них состоит из более мелких единиц – эпизодов и переходов между ними.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »