Телевидение в связях с общественностью. Захаров В.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

раскрытие темы, если вы не знаете сами, что же вы хотите сказать зрителю, на каком конкретном материале вы
это покажете, проаргументируете и прокомментируете. Вы должны быть сами в состоянии ответить на вопрос
«ну и что из всего этого следуетЭто «следует» должно быть ясным и понятным, а также не должно представ-
лять собой длинный список поучений, годящихся на все случаи жизни.
В самом общем виде все идеи можно свести к следующему:
это проблема, которой не уделяется должного внимания (постановка новой проблемы);
если не решать проблему, то последствия будут такими-то (новое к известной проблеме);
проблему можно (нельзя) решить такими-то способами (опыт решения проблемы);
В любой теме проблем и идей может быть очень много, и для того, чтобы не метаться из стороны в сторо-
ну и не сбивать с толку зрителя, очень важно решить, с какой именно точки зрения вы будете раскрывать тему
будущего информационного продукта. Например, разговор о чистоте города можно строить с точки зрения
действий администрации, можно взять за основу жителей, добивающихся от администрации конкретных мер
или, наоборот, заваливающих город мусором вопреки действиям властей и собственным же интересам.
На этом этапе, как правило, существует лишь достаточно общая картина того, что будет снято. Формали-
зуется она в виде сценарной заявки, в которой обрисовываются контуры будущей передачи, ее основные мо-
менты (в особенности тема и идея), места съемок, действующие лица.
СБОР МАТЕРИАЛА
Определившись с темой, можно приступать к сбору материала для будущей передачи. Запомните: скуд-
ный, плохо продуманный материал станет причиной слабой работы и неудовлетворительной оценки.
Материалом для курсовой работы служат интервью (или их фрагменты) с героями и другими людьми
(коллегами, родственниками, специалистами по данному вопросу), видео- и фотохроника, графические мате-
риалы, съемки на месте событий, а также различные пейзажи (в основном, в качестве нейтрального материала).
Как и в любой журналистской работе, автор, прежде чем ехать на съемки, должен сам основательно разо-
браться в теме, стать неплохим специалистом в данном вопросе. Дилетантский рассказ никому не будет интере-
сен, да и приведет, скорее всего, к неясным формулировкам, искажению и/или неправильному толкованию фак-
тов. Необходимо проконсультироваться со специалистами, ознакомиться с как можно более широким кругом
литературы по данной теме: официальными документами, публикациями в прессе и специальной литературе,
если есть возможность, с телевизионными и радиоматериалами, изучить биографию героев и т.д. Это даст вам
возможность не задавать специалистам дилетантские вопросы, которые покажут им ваш непрофессионализм.
Скорее всего, они потеряют всякий интерес к вам и вашей будущей передаче, отделаются общими фразами, и
ничего ценного вы из беседы с ними не получите, потеряв время на банальный материал, вместо того, чтобы на
основе заранее полученных сведений вести более глубокую, аналитическую беседу, получая такой материал,
который невозможно найти в литературе.
Безусловно, необходимо ознакомиться со всеми точками зрения на спорную проблему, уяснить аргументы,
постараться понять, какие жизненные коллизии привели человека к той или иной точке зрения, особенно если
она не совпадает с вашей собственной или общепринятой.
Накопив достаточный материал, можно браться за сценарий.
НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ
Сценарий пришел на телевидение из кинематографа. Поначалу сценарии не писались. Однако сравнитель-
но быстро стало ясно, что экран может не просто воспроизводить движение, но и создавать из отдельных кад-
ров новые мысли, не содержащиеся в каждом из этих отдельных кадров. К тому же операторы постепенно ста-
ли применять кадры разной длительности и крупности, что больше соответствует психологии человеческого
восприятия. Переход к съемкам длительных лент, содержащих сложные сюжеты, большое количество разных
по крупности и длительности кадров, потребовал разработки предварительного плана этих съемок, т.е. сцена-
рия.
Необходимость текстуального изложения будущего экранного произведения заключается еще и в том, что
в его создании занято огромное количество людей, выделяются значительные материальные и финансовые
средства, и потому руководство и творческий коллектив должны иметь возможность заранее представить себе,
что они будут создавать: «Суть работы сценариста заключается в том, чтобы создать словом конкретно-
чувственное представление о будущем экраном действии» [2].
Каждая более или менее крупная передача начинается с написания сценария. В учебнике по тележурнали-
стике ему дается следующее определение: «Сценарийлитературная запись изобразительного и звукового ре-
шения будущего экранного сообщения» [4].
Постепенно сложились два основных подхода к сценарию. В первом случае сценарий рассматривался как
четкий, подробный перечень кадров (так называемый «железный» или «номерной» сценарий). Главным его
недостатком является то, что он не позволяет увидеть мысль автора, понять произведение в целом. Такой прием
похож на попытку описать красоту леса через подробное описание отдельных деревьев, кустиков, муравейни-
ков и т.д. Идея картины как бы тонет в частностях.
Из стремления решить эту проблему появилась другая разновидность сценария – «эмоциональный» сцена-
рий, который, отказываясь от конкретики, задавал лишь общую идею, создавал эмоциональный настрой для