Составители:
Рубрика:
18 19
5. Доказательство от божественного руководства миром исхо-
дит из того, что в мире как разумных, так и неразумных существ,
а также в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельно-
сти и поведения. Фома считает, что это происходит не случайно, и кто-
то должен целенаправленно руководить миром. Следовательно, есть
разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в при-
роде, и его мы именуем Богом.
Из всего вышеперечисленного следует, что Фома идентифициру-
ет целесообразность и закономерность, точнее, принижает закономер-
ность и сводит ее к целесообразности. Цель, к которой якобы стремится
все находящееся под солнцем, не возникает, согласно Фоме, индуктив-
ным путем, а предопределена заранее, априорным способом, которому
он стремится подчинить любой процесс в природе и обществе.
Можно заметить, что доказательства бытия Бога представляют
собой пять вариантов одного и того же способа обоснования. В них
речь идет не столько о Боге, сколько о некоторых явлениях материаль-
ного мира, в которых отыскиваются следы «первой причины». Фома
пытается, опираясь на явления материального мира, доказать существо-
вание «первого двигателя», то есть Бога.
В своих работах, посвященных теории познания, Фома Аквинс-
кий очень часто отмечает большую роль эмпирии и чувственного по-
знания, почти во всех трудах используются понятия «опыт», «чувства»,
«чувственное познание». Фома неоднократно подчеркивал, что всякое
естественное знание происходит из чувств, что предметом познания
является действительность вне чувств, независимая от субъекта, или
от человеческого сознания. Аквинский считал, что сущность познания
заключается в том, что познающий становится познаваемым. Это про-
исходит потому, что ум нетелесен и не может подвергаться воздействию
чувственных вещей. Рациональное познание всегда является общим,
и потому отдельные, единичные вещи не могут быть его объектом. Весь
процесс познания у Фомы подчинен открытию в вещах конечной,
божественной причины.
Внешние чувства, связывающие человека со средой, подвергают-
ся воздействию материальных тел, которые отпечатывают на них чув-
ственные образы единичных предметов. Фома утверждает, что всякое
чувственное познание является просто отождествлением в определен-
ном отношении субъекта с познаваемой вещью, которое происходит
при посредстве формы. Поэтому получение чувствами ощущений не
может иметь чисто материального характера. Фома Аквинский, исходя
из предпосылки, что в интеллекте нет ничего, чего до этого не было
в чувствах, утверждает, что всякое интеллектуальное познание, кото-
рое находится в пределах возможностей человека, черпает свое содер-
жимое из материала, полученного от чувств. Фома выдвигает обосно-
вание единства чувственного и интеллектуального познания, а именно
онтологической сопричастности.
Подобно всякому органу чувственного познания, интеллект обла-
дает адекватным себе, то есть приспособленным к своим возможнос-
тям, объектом познания, которым является сущность телесных вещей,
или то, что в них общее, духовное. Из такого понимания объекта ин-
теллектуального познания Фома делает вывод, что интеллект не может
иметь материального, телесного характера, а должен быть нематери-
альным, духовным. Фома считает, что материя, в противоположность
форме, облегчающей познание, затрудняет его и делает менее совер-
шенным. Поэтому ум в процессе познания должен последовательно
отбрасывать материальное и извлекать общее, духовное. Эту функцию,
согласно Фоме, выполняет особый орган души – активный интеллект,
который из чувственных образов, хранящихся в чувствах, извлекает
духовное содержание и создает интеллектуальные познавательные
формы.
Учение Фомы Аквинского пользовалось большим влиянием
в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение
возрождается и в XX в. под названием неотомизма – одного из наибо-
лее значительных течений западной католической философии.
Заключение
Значение средневековой теологической философии для последу-
ющего развития философии состояло в том, что она стала связующим
звеном между античной философией и философией эпохи Возрожде-
ния и Нового времени; сохранила и развила ряд античных философс-
ких идей, способствовала разделению идеализма на объективный
и субъективный; положила начало появлению в будущем эмпиричес-
кого (Бэкон) и рационалистического (Декарт) направлений философии
как результату соответственно практики номиналистов опираться
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- следующая ›
- последняя »