Составители:
Рубрика:
16 17
ния способа получения истины знание можно разделить на два вида:
знания, открытые естественным светом разума, например арифмети-
ка, и знания, черпающие свои основы из откровения.
Существует область некоторых объектов, общих для теологии
и науки. Фома считает, что одна и та же проблема может служить пред-
метом изучения различных наук. Но существуют определенные исти-
ны, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому они отно-
сятся исключительно к сфере теологии. К этим истинам Аквинский
относил следующие догматы веры: догмат Воскрешения, историю Воп-
лощения, Святую Троицу, Сотворение Мира во времени и т. д.
Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука
должна опосредованно служить теологии, должна убеждать людей
в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога – подлин-
ная мудрость. А знание – это лишь служанка теологии. Философия,
например, опираясь на физику, должна конструировать доказательства
существования Бога.
Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они стано-
вятся бесполезными, более того, перерождаются в опасные рассужде-
ния. В случае конфликта решающим является критерий истин откро-
вения, которые превосходят своей истинностью и ценностью любые
рациональные доказательства.
Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода:
истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его по-
знавательных возможностей. Центральной проблемой естественной
теологии являются так называемые «доказательства» бытия Бога.
Он утверждает, что доказать существование Творца можно двумя спо-
собами: через причину и через следствие. Можно сказать, что в первом
случае речь идет о доказательстве априорном, то есть от причины
к следствию, во втором – об апостериорном, т. е. от следствия к причи-
не. Ф. Аквинский формулирует пять «доказательств-путей» бытия Бога:
1. Доказательство от движения, называемое в настоящее время
кинетическим, исходит из того, что вещи находятся в движении, а все
движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение –
это соединение материи с формой. Если бы какое-то бытие, приводя-
щее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было
бы совершено чем-то другим, а это другое, в свою очередь, приводи-
лось бы в движение третьим и так далее. Однако цепь двигателей
не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого
«двигателя», а следовательно, и второго, и последующих, и вообще не
было бы движения. Поэтому, – делает вывод Фома Аквинский, – мы
должны дойти до первой причины движения, которая никем не дви-
жется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая фор-
ма, чистый акт, которым является Бог, находящийся за пределами мира.
2. Доказательство от производящей причины гласит, что в мате-
риальном мире существует определенный причинный порядок, беру-
щий свое начало от первой причины, то есть Бога. Фома считает, что
невозможно, чтобы нечто было собственной производящей причиной,
поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. Если в цепи
производящих причин не признать абсолютно первую причину, то тог-
да не появятся и средние, и последние причины, и наоборот, если
в поисках причин мы уйдем в бесконечность, то не обнаружим первой
производящей причины. Следовательно, необходимо положить некото-
рую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.
3. Доказательство от необходимости и случайности исходит
из того, что в природе и обществе существуют единичные вещи, кото-
рые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не су-
ществовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходи-
мым, а следовательно, имеют случайный характер. Невозможно пред-
ставить, по мнению Фомы, чтобы подобного рода вещи существовали
всегда, ибо то, что может существовать временами, реально не суще-
ствует. Отсюда также следует, что если любые вещи могут не суще-
ствовать, то некогда они не существовали в природе, а если так, то не-
возможно, чтобы они возникли сами собой. Поэтому необходимо по-
ложить некую необходимую сущность, необходимую саму по себе, не
имеющую внешней причины своей необходимости, это есть Бог.
4. Доказательство от степени совершенства исходит из пред-
посылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства
в форме бытия и благородства, добра и красоты. По мнению Аквината,
о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравне-
нию с чем-то наиболее совершенным. Следовательно, должно суще-
ствовать нечто самое истинное и самое благородное, самое лучшее
и самое высокое или нечто, обладающее наивысшей степенью бытия.
Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех
сущностей причиной блага и всяческого совершенства, и ее мы имену-
ем Богом.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »