Философия средних веков. Зайко А.В. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

14 15
земное воплощение христианскую Церковь. Для Августина Церковь
это высшая форма организации человеческого общества, возможная
на земле. Разрабатывая свое учение о «Граде Божием», он создавал те-
оретическую базу для утверждения христианской Церкви над всеми
светскими государствами и государями, ибо «светский град» обязан
подчиниться «Граду Божиему» как неистинный – истинному. Поэтому
он всегда и во всем был сторонником теократического общества, в ко-
тором Церковь главенствует над всеми светскими государствами.
Именно Церковь должна стоять во главе человечества после того,
как пришел Христос. Ведь человечество вступило в пору старости,
а значит, в скором времени его ожидает смерть. И здесь, в полном соот-
ветствии со Священным Писанием, Августин формулирует учение
о конце света эсхатологию (от греч. eshaton последний и logos
слово, закон). Высший Божественный смысл истории в том, что чело-
вечество, пройдя сквозь тернии и грехи, вызванные его материальной
природой, вновь будет возвращено к Богу. Погибнув материально,
телесно, человечество будет спасено Богом и воскреснет, возродится
духовно, теперь уже на вечные времена.
Но спасения достойны далеко не все, а только те, кто еще в зем-
ной жизни доказал свою искренность в вере. И только Церковь,
как «Град Божий», вправе решать, кто достоин спасения, а кто нет.
Поэтому земное дело Церкви, в понимании Августина, постоянная
борьба с язычниками, еретиками и схизматиками за просветление че-
ловеческих душ.
Аврелий Августин настолько полно и систематизированно осве-
тил в своих сочинениях главные проблемы христианской теологии, что
в течение нескольких веков его религиозно-философское учение по сути
дела было основным фундаментом всего христианского вероучения.
Более того, учение Августина оказало значительное влияние вообще
на всю последующую европейскую философскую мысль. Помимо соб-
ственного вклада Августина в развитие философского мировоззрения,
во многом благодаря ему в европейской философии сохранились и на-
шли свою новую жизнь идеи Платона и неоплатоников. А многие идеи
Августина не утратили своего значения и сегодня.
Схоластика
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что
она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на служ-
бу теологии.
Термин «схоластика» происходит от греческого слова schole
«школа»; «схоластика» – значит «школьная философия».
Начиная приблизительно с XI в., в средневековых университетах
возрастает интерес к проблемам логики, диалектики, предмет
которых составляла работа над понятиями. Стремление к рационалис-
тическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что
диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин,
а расчленение и тончайшее различение понятий, установление опреде-
лений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось
в тяжеловесные многотомные построения.
Фома Аквинский (1225–1274) самый видный и влиятельный
философ-схоластик западноевропейского средневековья. Родиной
Фомы была Италия. Родился в конце 1225 г. или начале 1226 г. близ
Аквино, в королевстве Неаполитанском.
Фома Аквинский, начиная с самых ранних работ, пытался выра-
ботать такой метод, который, не проповедуя полного пренебрежения
к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное
мышление догматам откровения, то есть сохранить примат веры над
разумом. Эту задачу Фома осуществлял, опираясь на католическое тол-
кование аристотелевской концепции науки.
Фома Аквинский вырабатывает следующие теоретические прин-
ципы, определяющие генеральную линию церкви:
философия и частные науки выполняют по отношению к теоло-
гии служебные функции. Выражением этого принципа является извес-
тное положение Фомы о том, что теология «не следует другим наукам
как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчинен-
ным ей служанкам». Использование их, по его мнению, не является
свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а напро-
тив, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание
вторичным образом облегчает понимание известных догматов веры,
приближает к познанию «первопричины» вселенной, т. е. Бога;
истины теологии имеют своим источником откровение, истины
науки – чувственный опыт и разум. Фома утверждает, что с точки зре-