Философия средних веков. Зайко А.В. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

10 11
шения философии и христианства Ориген прямо противоположен Тер-
туллиану. Ориген считал, что христианство является логическим за-
вершением всей античной философии и изучение философии необхо-
димо, чтобы полностью понять все христианские истины. Поэтому
в трудах Оригена, в его трактовках христианского вероучения явно про-
слеживается влияние платоновского и неоплатонического учений.
Ориген, следуя своему научному подходу к христианству, разра-
ботал учение о буквальном (телесном), моральном (душевном) и фи-
лософском (духовном) смыслах Библии, считая наиболее правильным
философское толкование Библии.
Ориген первым из христианских мыслителей стал обосновывать
нематериальность, бесконечность, совершенство и вечность Бога.
Используя неоплатонические аргументы, Ориген доказывал, что бес-
конечность Бога следует из его нематериальности то, что бестелесно,
не может иметь границ. И в этом смысле он приближал христианского
Бога к неоплатоновскому пониманию абсолютного Единого, при этом
сохраняя и библейское представление о Боге как о личности, которой
присущи величайшие любовь и доброта.
Касаясь вопроса о творении Богом мира «из ничего», Ориген ут-
верждал, что творение мира «из ничего» более понятно и менее проти-
воречиво, ибо признание существования материи ограничивает Боже-
ственное всемогущество.
Аврелий (Блаженный) Августин (354–430) – крупнейший хри-
стианский мыслитель и писатель периода патристики, наиболее выда-
ющийся из Отцов Церкви. Именно ему принадлежит заслуга выработ-
ки основ первого систематического христианского вероучения,
и его богословские труды признаются как основополагающие в хрис-
тианской церкви и в настоящее время.
Жизненный путь Августина, описанный им самим в сочинении
под названием «Исповедь», это путь долгих и мучительных духов-
ных скитаний в поисках единственной истины, которую Августин на-
шел только в христианстве.
Перу Аврелия Августина принадлежит довольно большое число
произведений, из которых можно выделить несколько наиболее важ-
ных для истории философии: «О Троице», «О Граде Божьем», «О вели-
чине души», «Об истинной религии», «Исповедь».
Мировоззрение Аврелия Августина это своеобразное сочета-
ние христианского религиозно-мифологического мировосприятия
с философским осмыслением проблем мироздания. Августин неодно-
кратно в своих произведениях говорит о пользе и необходимости зна-
ния философии. Но философия, в понимании Августина, является лишь
средством доказательства истинности религии, способом обоснования
верности религиозных догматов. Как пишет Августин, философией
называется не сама мудрость, а любовь к ней, так как мудрость боже-
ственна и человеку недоступна. Философия превращается у него в чи-
сто человеческое знание, низшее по своему уровню, которое должно
быть полностью подчинено религии, ибо только вера открывает
человеку высшие, Божественные, истины.
В качестве философского фундамента теологии Августин избрал
учения Платона и неоплатоников. Именно эти философские системы,
с его точки зрения, наиболее полно и точно способны обосновать
и доказать всем истинность христианского вероучения. Поэтому он про-
вел серьезную и глубокую работу по христианизации платонизма
и неоплатонизма, возводя в абсолют те принципы этих учений, кото-
рые соответствовали христианству, и отвергая те, которые для христи-
анства были неприемлемы. В результате платонизм и неоплатонизм в
течение нескольких веков воспринимались европейскими философа-
ми исключительно в христианизированной, а значит, в усеченной фор-
ме, заданной им Августином.
Центром религиозно-философской концепции Августина является
Бог. Основываясь на неоплатонизме, Августин утверждает, что Бог это
нематериальный, всемогущий абсолют, выше которого не может быть
никого и ничего. Но Августин отвергает неоплатоническое учение
о том, что Бог излучает весь мир и потому един с миром. Августин
формулирует положение о дуализме Бога и мира, об их противопос-
тавлении друг другу. Бог создал мир и абсолютно не зависит ни от при-
роды, ни от человека. Природа же и человек, наоборот, полностью за-
висят от Бога.
Кроме того, по мнению Августина, Бог это личность, которая
создает мир по собственной воле. Обладая бесконечностью, бестелес-
ностью и абсолютным всемогуществом, Бог, исходя из своей воли, пол-
ностью владеет судьбой мира и человека, поэтому сама судьба в руках
Божьих становится Провидением, промыслом Божьим.
Итак, Бог – это Высшая Сущность и Творец мира из ничего. Бог
настолько всемогущ, что ни на один миг не оставляет своего попече-