Философия средних веков. Зайко А.В. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

67
философии в целях обоснования религиозных догматов и идей. При
этом возникает нечто новое по сравнению с философией в ее класси-
ческом понимании, а именно – некое подобие синтеза ряда положений
философии и богословия исключительно в интересах богословия. Роль
философии сводится к служению религии. Принято делить всю сред-
невековую философию на два периода, имеющих качественное разли-
чие, а именно патристику и схоластику. Патристика (от лат. pater
отец) учение основателей богословия, заложивших основы христи-
анской теологии в упорной борьбе против еретических идей. Это про-
исходило в период с I по VIII (V) в. Схоластика (от греч. школа) пред-
ставляла собой сугубо школьную (университетскую, монастырскую)
мудрость, в которой средствами формально-логических рассуждений
доказывались догмы христианства. Схоластика формировалась в пе-
риод с VIII (V) по XII в, и ее расцвет приходился на XIII–XIV вв. Затем
она прекращает свое существование, уступая место идеям эпохи Воз-
рождения и Нового времени.
Надо иметь в виду, что средневековая философия была не просто
философией, а состоянием сознания той исторической эпохи, ее надо
рассматривать как конкретно-историческую форму духовного бытия
в Западной Европе, достойную самого серьезного и внимательного изу-
чения.
Каковы же общие черты средневековой философии?
Это теоцентризм, означающий, что в центре мироздания, всей
жизни людей и конкретного человека находится Бог как верховное су-
щество, абсолютное начало. Это положение дополняется и уточняется
креационизмом (от лат. creatio создание) учением о сотворении мира
и человека Богом по его добровольной склонности и свободной воле
в едином акте. Из этих двух положений вытекает и третье – провиден-
циализм (от лат. providentia – провидение), учение, согласно которому
развитие человеческого общества определяется внешними по отноше-
нию к нему причинами, а именно Богом. Существенными для средне-
вековой философии являются также персонализм и ревеляционизм.
Первое сос тоит в понимании чел овека как персоны (от лат. persona
личность), то есть неделимой личности, обладающей разумом и свобо-
дой воли, сотворенной по образу и подобию Бога, наделенной совес-
тью. Каждая личность это особый замкнутый мир, внутри которого
происходит борьба сил добра и зла, духа и плоти, разума и чувственно-
сти, долга и склонности; при этом всегда присутствует судья – совесть
и закон души логос, связанный с логосом божественным. Этот мир
непроницаем для людей, но он открыт для Бога. Праведность, чистота
помыслов не менее значимы, чем правильные поступки.
Ревеляционизм (от лат. revelatio – откровение) относится к прин-
ципу познания мира; он состоит в том, что самый надежный способ
познания божественных истин состоит в постижении скрытого смыс-
ла священных писаний, заключающих в себе божественное открове-
ние. Рациональное познание не исключается, но божественное откро-
вение считается высшим и более значимым для человека.
Итак, можно сделать следующие выводы. Во-первых, период воз-
никновения средневековой философии I–IV вв. н. э. Во-вторых,
философия, которая складывалась в этот период, имела два основных
источника своего формирования. Первый из них древнегреческая
философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской тради-
циях. Второй источник – Священное писание, повернувшее эту фило-
софию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большин-
ства философских систем средневековья диктовалась основными дог-
матами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие,
как догмат о личностной форме Богаворца и догмат о творении
Богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного
диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была
объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские воп-
росы решались в основном с позиций теоцентризма и креационизма.
В средневековой философии острым был спор между духом
и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номина-
листами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих
понятий: являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом
деятельности мышления, или же они представляют собой первичное,
реальное, существуют самостоятельно.
Номинализм представлял собой зачатки материалистического на-
правления. Учение номиналистов об объективном существовании пред-
метов и явлений природы вело к подрыву догмы о первичности духов-
ного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви
и Священного писания.
Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к от-
дельным вещам природы являются первичными и существуют реаль-