Философия средних веков. Зайко А.В. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

45
божия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христи-
анство и мусульманство, именно с ними связано развитие как европей-
ской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мыш-
ление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющей всё су-
щее. Теоцентризм (греч. theos Бог) такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр ми-
роздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма
распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе
знания помещается теология; ниже ее находящаяся на службе у теоло-
гии философия; еще ниже – различные частные и прикладные науки.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших прин-
ципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответствен-
но философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея
откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают еди-
ного личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онто-
логии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего,
сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу,
которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое
мировоззрение характерно для средневековой философии и называет-
ся креационизмом.
Креационизм (лат. creatio создание, сотворение) принцип,
в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую
природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном измене-
нии. Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверх-
природное начало. В отличие от античных богов, которые были род-
ственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторо-
ну ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое
начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу;
в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодов-
леющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким
его считали многие из греческих философов.
Другим важным следствием креационизма является преодоление
характерного для античной философии дуализма противоположных
начал активного и пассивного: идей или форм с одной стороны, мате-
рии – с другой. На место дуализма приходит монистический принцип:
есть только одно абсолютное начало Бог, а все остальное – его творе-
ние. Разница между Богом и творением огромная: это две реальности
различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему при-
писываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли
бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не
зависит и является источником всего сущего.
Христианский Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем
не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священ-
ных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь бого-
познания. Понимание бытия в средние века нашло свое выражение
в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так
как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворе-
но, тоже хорошо и совершенно. Отсюда следует утверждение о том, что
зло само по себе небытие, оно не является сущностью. Зло живет бла-
гом за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром. В этом
учении выразился оптимистический мотив средневекового сознания.
Философия средневековья очень сложный и противоречивый
процесс. Происходило вытеснение из сознания людей языческой ан-
тичной культуры (и философии) и утверждение новой культуры, стер-
жнем которой становилась религия одного бога (утверждался моноте-
изм). Смена духовной модели (парадигмы) бытия имела огромное зна-
чение как для людей эпохи средневековья, так и для всей последующей
истории. Возникла новая парадигма, составляющая самые глубинные
основания человеческой жизни. Изменилось отношение человека
к самому себе и другим людям, к власти, государству, истории, зна-
нию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структу-
ры, на историческую арену вышли новые народы. С приходом и утвер-
ждением христианства люди получают равные возможности в смысле
духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все рав-
ны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчи-
тывать на его внимание и благосклонность. Это означало индивидуа-
лизацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истин-
ных путей в жизни. Вместе с тем монотеизм сплачивает общество,
придает общественной жизни общинный характер, однако при этом не-
избежно оборачивается нетерпимостью в отношении других религий.
История средневековой философии уходит своими корнями в пер-
вые века новой эры. В работах первых христианских мыслителей
мы видим попытки использования идей античной греческой и римской