Философия средних веков. Зайко А.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

89
но, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное
существование, независимое от отдельных вещей и человека. Предме-
ты же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления
общих понятий. В средневековой философии «реализм» не имел ниче-
го общего с современным содержанием этого понятия. Под реализмом
подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью
обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные
предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существу-
ют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.
И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать
сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее
понятие. Противоположное направление было связано с подчеркива-
нием приоритета воли над разумом и носило название номинализма.
Термин «номинализм» происходит от латинского nomen имя.
Согласно номиналистам, общие понятия – только имена; они не обла-
дают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим
умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого
ряда вещей. Например, понятие «человек» получается игнорировани-
ем индивидуальных черт и концентрацией того, что является общим
для всех.
Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии
существуют не до вещей, а после вещей.
Средневековый спор о природе универсалий значительно повли-
ял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения
таких крупных философов Нового времени, как Гоббс и Локк, Спино-
за, Беркли и Юм. Средневековая философия внесла существенный вклад
в дальнейшее развитие гносеологии, формирование основ естествен-
нонаучного и философского знания.
Патристика
Выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии
сыграл ряд мыслителей, чьи произведения и были позднее признаны
религиозно-философской базой всего христианского учения. Их стали
называть Отцами Церкви. А литература, созданная Отцами Церкви,
получила общее название «патристика» (от лат. pater – отец).
Необходимо сказать, что труды Отцов Церкви признаются осно-
вополагающими в разных современных направлениях христианства,
кроме протестантизма, в котором единственным источником Божествен-
ного знания считается Священное Писание.
Одной из важнейших проблем раннего периода существования
патристики стала проблема взаимоотношений науки, прежде всего
философии, и христианского вероучения. В разрешении этой пробле-
мы важную роль сыграли такие мыслители, как Тертуллиан, Ориген,
Аврелий Августин.
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160 после 220 гг.),
уроженец Карфагена, до 35 лет занимался юриспруденцией в Риме.
Около 195 г. он принял христианство, вернулся в Карфаген и стал
одним из видных деятелей местной Церкви. Перу Тертуллиана при-
надлежит значительное число статей – «Об идолопоклонстве», «Про-
тив еретиков», «О плоти Христовой», «О душе» и др.
Основными, определяющими понимание взаимоотношений фи-
лософии и христианской религии, стали для Тертуллиана слова Апос-
тола Павла: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» и «Бог из-
брал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». С его точки зрения,
все античные философы, пытающиеся познать мир вне пределов
Божественного откровения, опирающиеся на способности человечес-
кого разума, достойны осуждения.
Платона, Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и других
мыслителей античности Тертуллиан считает еретиками. Следователь-
но, все, кто ищет истину на путях, показанных античной философией,
попадают во власть дьявола, «тщеславного соперника» Господа.
Тертуллиан приходит к однозначному выводу о том, что силы
человеческого разума должны быть подчинены вере, что именно вера
предоставляет человеку возможность придти к истинному познанию.
Более того, даже религиозное безумие выше всякой человеческой муд-
рости.
Ориген (185–254) родился в семье христианина и с юных лет
познал гонения на новую веру – его отец был казнен за свои религиоз-
ные убеждения. Вскоре он оказывается в Александрии в философской
школе Аммония Сакка, в которой учился и будущий создатель неопла-
тонизма – Плотин.
В отличие от Плотина, не принимавшего новую религию, Ориген
сохраняет приверженность христианству и в 217 г. возглавляет в Алек-
сандрии христианскую школу. В своем понимании проблемы соотно-