Философия средних веков. Зайко А.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

12 13
ния над миром и осуществляет непрерывное творение. Бог постоянно
творит не только вещи, но и каждого человека. Подобное самоощуще-
ние ярко выражено Августином в «Исповеди».
Бог это причина познания, ибо все знание дается Божествен-
ным откровением. Поэтому Бог не только причина, но и главный, ос-
новной и единственный предмет познания. «Ибо мудрость у Бога»
говорит Августин.
Бог это наивысшее благо и любовь. Бог – причина всякого блага
и всякой любви. Более того, Бог это и цель любви вообще. В этой
любви человек обязан дойти до полного самоотрицания. Господь для
того и одарил человека душой, чтобы тот полностью признал себя под
властью Божиего Промысла. В акте творения души Бог создал именно
человека, отказавшись от одушевления других природных организмов.
При этом, по убеждению Августина, каждая человеческая душа тво-
рится Господом индивидуально, поэтому души неповторимы.
Человеческая душа имеет начало, но не имеет конца, ибо бессмер-
тна и существует после смерти человеческого тела. Душа нематери-
альна и к ней неприложимы никакие пространственные и количествен-
ные характеристики. Основные же способности души, заложенные
в нее Богом, – разум, память и воля.
Создавая душу, Бог изначально закладывает в нее и стремление
к счастью как цель человеческой жизни. Поэтому человек обязан ис-
пользовать все способности души для достижения счастья. Само же
счастье состоит в максимальном познании Бога. И в этом случае разум
человеческий становится главной опорой веры. Но вера является
основой и исходным пунктом всякого познания. Познание без веры
греховно.
Высшая форма познания это Божественное озарение, адресо-
ванное Богом человеку, искренне убежденному в вере. В этом Боже-
ственном акте уже не участвует человеческий разум, ибо он бессилен
перед высшим знанием, и мудрость Бога «человеку доступна быть
не может». Сам Господь по своей воле посылает озарение человеку.
В своем стремлении к счастью человек приходит к познанию добра
и зла. Добро это Сам Господь. Но откуда берется зло, ведь Бог
не может быть творцом зла? Эту проблему Августин решал в неопла-
тоновском духе. Все зло в мире происходит от материальной природы
мироздания. Все зло в человеке – от его материального тела.
Однако и сама материя, и тело человеческое были созданы Богом,
следовательно, не могли быть источником зла. Здесь Августин прихо-
дит к мысли, что зла как такового не существует. Зло это ослаблен-
ное, искаженное материальностью Божественное добро. В этом слу-
чае Августин опирается на платоновское учение об идеях, которые,
согласно Платону, присутствуют в материальных телах, но «портятся»,
искажаются материей. Так и добро, поселенное Господом в человечес-
ких душах, не может найти на Земле своего полного выражения, ибо
материальное тело ослабляет его, мешает его самовыражению.
В результате Августин приходит к отрицанию земной жизни
вообще. Земная жизнь людей – лишь преддверие жизни вечной, нема-
териальной, духовной. Исходя из подобного понимания сущности зем-
ной жизни людей Августин формулирует и основные условия суще-
ствования человеческого общества. По Августину, люди обязаны жить
по Божественным законам, а не по человеческим. В этом смысле про-
граммной установкой Августина при его анализе смысла истории че-
ловечества можно считать слова: «Когда человек живет по человеку,
а не по Богу, он подобен дьяволу».
Философию истории Августин раскрывает в своей знаменитой
книге «О Граде Божием». В его понимании, вся история человечества
это постоянная борьба двух божественно-человеческих сил: «Царства
Божия» и «Царства земного».
«Царство земное» находит свое выражение в создании «светско-
го града», т. е. представляет собой историю государств, создаваемых
людьми. Вся земная история это только преддверие истинной и окон-
чательной истории людей, ибо история «светского града» всегда была
наполнена корыстью, властолюбием, эгоизмом, свойственными людям,
не знающим Слова Божиего.
Провозвестниками истинной истории человечества были те не-
многие праведники и пророки, которые еще в «темные века» поняли
свое истинное Божественное предназначение. Именно они, немногие,
избранные самим Господом, и составляют на земле «Град Божий»
как земное выражение «Царства Божиего». «Град Божий» постоянно
и неукоснительно стремился повернуть «светский град» к истине, от-
крыть всем людям смысл и существо их жизни.
С возникновением христианства «Град Божий» по милости
Господа, явившего людям Христа, наконец-то получил свое реальное