Составители:
Рубрика:
23
УДК 1
ББК 87я7
Рецензент канд. филос. наук, доцент М. И. Зуй (СПбГАСУ)
Зайко А. В.
Философия средних веков: метод. указания / сост. А. В. Зайко;
СПбГАСУ. – СПб., 2010. – 23 с.
Изложены основные идеи и проблемы философии средних веков.
Методические указания предназначены для использования при подготовке
докладов, написании рефератов по данной теме. Адресованы студентам дневной
формы обучения всех специальностей.
Библиогр.: 16 назв.
© Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет
Философия средних веков
Методические указания по философии средних веков должны
помочь студентам в самостоятельном изучении наиболее сложных раз-
делов данной темы курса философии. Они могут быть использованы
при подготовке к семинарам, экзаменам. В них изложены основные
идеи и проблемы, периодизация данного направления философии,
а также логика и методология средневековья.
Средневековой философией называется ведущее философское
направление, распространенное в Европе в V–XVI вв., которое при-
знавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окру-
жающий мир считало Его творением. Теологическая философия нача-
ла зарождаться еще в Римской империи в I–V вв. н. э. на основе ранне-
го христианства, ересей и античной философии и достигла высшего
расцвета в V–XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римс-
кой империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).
Наиболее яркими представителями средневековой теологической
философии были: Тертуллиан (160–220), Августин Блаженный
(354–430), Боэций (480–524), Альберт Великий (1193–1280), Фома
Аквинский (1225–1274), Ансельм Кентерберийский (1033–1109),
Пьер Абеляр (1079–1142), Уильям Оккам (1285–1349), Николай
из Отрекура (XIV в.).
Средневековье – это длительный период истории Европы от рас-
пада Римской империи в V в. до эпохи Возрождения (XIV–XV вв.).
И именно с моментом падения Западной Римской империи (476 г. н. э.)
часто связывают возникновение средневековой философии, однако
такая датировка является не совсем корректной. В это время еще гос-
подствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего яв-
ляется природа. В средневековой философии, напротив, реальностью,
определяющей все сущее, является Бог. Поэтому переход от одного обра-
за мышления к другому не мог произойти мгновенно. Формирование об-
щества нового типа длится весьма продолжительно. В I–IV вв. н. э.
конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев,
неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры
и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой фило-
софии. Корни философии средних веков уходят в религии едино-