ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
28
этимологически прозрачны . Именно этот слой лексики стал базой для
поэтической речи . Изначально в основе художественной образности лежит не
иносказание, а ассоциация.(!) В русской классической литературе на основе
чувственных представлений строится поэзия Афанасия Фета . Можно на уроке
в школе рассмотреть стихотворение «Шёпот, робкое дыханье» с позиций
психолингвистики . Надо обратить внимание учащихся( учить) на то , как игра с
чувственными образными ассоциациями способствует выражению авторского
замысла . Видимо , нецелесообразно рассмотрению перцептивных образов
посвящать весь урок, но это может стать одним из аспектов анализа
стихотворения.
Информация об образном компоненте лексического значения может быть
востребована на уроках русского языка у иностранных студентов. С образом
Е.М . Верещагин и В.Г. Костомаров(основоположники лингвострановедения в
отечественном языкознании) связывают понятие «лексического фона» слова .
«Семантика слова одним лексическим понятием не исчерпывается – со словом
тесно спрягается совокупность знаний, относящихся к называемому словом
предмету или явлению, которая была нами названа лексическим фоном.
…Бытует мнение, что при изучении языка иностранцами должен усваиваться
языковой материал, т.е. слова , словосочетания, предложения, а не предметы и
явления, называемые ими . Не согласимся с этим утверждением. Внеязыковая
действительность для изучающего язык является не данным, а искомым»
4
.
Одним из основных дидактических принципов лингватсрановедения является
принцип, основывающийся на связи слова с чувственным образом – принцип
наглядности . «Наглядность, доступность объекта , называемого словом, - это
дидактический принцип, восходящий к именам Яна Коменского , Константина
Ушинского . Известно , что ощущения, представления, восприятия опережают
вербальное, абстрактное познание мира . …Зрительно воспринимаемые факты
далее легче становятся личным опытом ученика . Эти свойства наглядности