Философия. Афанасьева Л.А - 80 стр.

UptoLike

Рубрика: 

159 160
действительности, т. е. ее предметной области (объекта
теории); и в специальном смысле теория имеет
объяснительную и предсказательную функции и включает
интерпретацию формального (математического) аппарата с
помощью конструктов (понятий особого рода), например,
физическая теория представляет собой форму достоверного
знания, которое является селективно-аксиоматическим по
своей структуре (включает дедуктивный момент).
Техника (от греч. – искусство, мастерство, умение) –
система искусственных органов деятельности общества,
развивающаяся посредством исторического
опредмечивания в природном материале трудовых
функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и
использования сил и закономерностей природы.
Технократия власть техники и техника власти; стиль
мышления и отношения человека (общества) к окружающей
его социоприродной действительности с позиции
материальной выгоды, использования и потребления.
Технология совокупность приемов, операций, умений
по преобразованию предмета интеллектуального и
физического воздействия человека в нечто ценностное,
полезное для жизни.
Краткое содержание
Наука как особый феномен культуры и общественной
жизни, несомненно, занимает центральное место в
проблемном поле современной цивилизации.
Науку от других форм освоения действительности
отличает строгая логичность построения ее утверждений, их
доказательность, воспроизводимость и проверяемость,
которые являются гарантом максимальной объективности
их содержания. Вопрос об истинности ее утверждений
является первостепенным и поэтому процедуры проверки
ее высказываний должны быть наиболее разработанными.
В этом исключительную роль играет метод (или способ)
научного мышления, называемый рациональным.
Пока существует наука, научно-познавательная
деятельность как часть духовной культуры общества, будет
существовать и философия науки как стремление науки
осознать самое себя.
Предмет современной философии науки представляет
собой единство трех основных аспектов, трех направлений
в анализе науки: онтологического, гносеологического и
аксиологического.
Предметом философии науки в онтологическом плане
выступают основные закономерности, наиболее
универсальные принципы бытия, формируемые в процессе
развития конкретных (естественных, гуманитарных и
технических) наук и являющиеся базой научного
мировоззрения. Гносеологический аспект состоит в анализе
тех принципов и методов, которые лежат в основе процесса
научного познания, в исследовании структуры и
закономерностей развития различных форм научного
знания.
Исследование науки в аксиологическом аспекте
означает изучение тех ценностей, которые определяют
основные приоритеты и направления в развитии науки. Эти
ценности можно разделить на две группы. К первой
относятся наиболее фундаментальные ценности научного
познания, в которых воплощается основная сущность,
основные критерии того, что мы называем наукой. Это,
например, понятие объективной истины, требования
эмпирической проверяемости и логической
непротиворечивости. Ко второй группе относятся
ценности, формирующиеся вне науки и влияющие на ее
действительности, т. е. ее предметной области (объекта      является первостепенным и поэтому процедуры проверки
теории); и в специальном смысле теория имеет                ее высказываний должны быть наиболее разработанными.
объяснительную и предсказательную функции и включает        В этом исключительную роль играет метод (или способ)
интерпретацию формального (математического) аппарата с      научного мышления, называемый рациональным.
помощью конструктов (понятий особого рода), например,           Пока существует наука, научно-познавательная
физическая теория представляет собой форму достоверного     деятельность как часть духовной культуры общества, будет
знания, которое является селективно-аксиоматическим по      существовать и философия науки как стремление науки
своей структуре (включает дедуктивный момент).              осознать самое себя.
    Техника (от греч. – искусство, мастерство, умение) –        Предмет современной философии науки представляет
система искусственных органов деятельности общества,        собой единство трех основных аспектов, трех направлений
развивающаяся          посредством         исторического    в анализе науки: онтологического, гносеологического и
опредмечивания в природном материале трудовых               аксиологического.
функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и              Предметом философии науки в онтологическом плане
использования сил и закономерностей природы.                выступают      основные     закономерности,     наиболее
    Технократия – власть техники и техника власти; стиль    универсальные принципы бытия, формируемые в процессе
мышления и отношения человека (общества) к окружающей       развития конкретных (естественных, гуманитарных и
его социоприродной действительности с позиции               технических) наук и являющиеся базой научного
материальной выгоды, использования и потребления.           мировоззрения. Гносеологический аспект состоит в анализе
    Технология – совокупность приемов, операций, умений     тех принципов и методов, которые лежат в основе процесса
по преобразованию предмета интеллектуального и              научного познания, в исследовании структуры и
физического воздействия человека в нечто ценностное,        закономерностей развития различных форм научного
полезное для жизни.                                         знания.
                                                                Исследование науки в аксиологическом аспекте
                                                            означает изучение тех ценностей, которые определяют
                   Краткое содержание                       основные приоритеты и направления в развитии науки. Эти
                                                            ценности можно разделить на две группы. К первой
    Наука как особый феномен культуры и общественной        относятся наиболее фундаментальные ценности научного
жизни, несомненно, занимает центральное место в             познания, в которых воплощается основная сущность,
проблемном поле современной цивилизации.                    основные критерии того, что мы называем наукой. Это,
    Науку от других форм освоения действительности          например, понятие объективной истины, требования
отличает строгая логичность построения ее утверждений, их   эмпирической        проверяемости      и     логической
доказательность, воспроизводимость и проверяемость,         непротиворечивости. Ко второй группе относятся
которые являются гарантом максимальной объективности        ценности, формирующиеся вне науки и влияющие на ее
их содержания. Вопрос об истинности ее утверждений

                                                      159   160