ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
163 164
рассмотрение последнего «со-стороны» или «извне»: на
природные явления мы смотрим так до сих пор – они, как
мы считаем, существуют вне и независимо от нас. Но
данная ситуация кардинально изменяется, когда мы
относимся к внешним для нас объектам как к результатам
«разумного», человеческого преобразования: они
становятся воплощением возможностей нашего «Я», т. е.
субъективности. И таким образом созданные человеком
изделия (в том числе и технические) выступают для нас
отражением нашего же «Я», в них мы рефлексируем
собственное субъективное содержание.
Рационалистическое, или классическое, научное
мышление основано на отчуждении мышления от
собственного содержания и последующей рефлексии,
последняя обусловливается, как известно, применяемыми
знаково-символическими средствами – математическими и
буквенно-словесными. Именно таким образом
рационалистическое мышление анализирует собственное
содержание на предмет его объективности, т. е. истинности.
То же происходит и с материальными изделиями: через
них мы выносим вне себя собственное субъективное
(психологически-разумное) содержание для обозрения себя
же, собственного «Я» «со-стороны», «извне». Так
материальная природа в контексте ее «разумного»
преобразования выступает не просто «зеркальным»
отражением человеческой субъективности, человеческого
духа, но самой субъективностью, содержанием нашего
духа, правда, вынесенного во вне нас.
Таким образом, «техника» – это «умение», «талант»
воплощать человеческий дух в материальных изделиях,
материализовывать его (духа) содержание. Здесь термин
«материализация» понимается как синоним «объективации»
«для других» содержания духа, мышления. Это значит, что
«языком» общения западного рационализированного
человека является «умение сделать изделие», являющееся
«товаром», эквивалентом которого выступает «капитал».
Именно поэтому – вследствие «вытеснения» духа «в-свое»
материальное окружение – западный человек в глубине
души одинок: постоянно находится в состоянии «стресса»,
нервного срыва. Именно поэтому любовь как феномен
духовного общения подменяется ее физическими
аналогами – войнами, терроризмом, бандитизмом,
рэкетом, сексом и т. д. И в основе всего этого лежит
раздвоение личности – ее «биологическое» начало,
противостоит же рациональному, считаемому разумным.
В настоящее время в западной философии довольно
широко обсуждаются вопросы, касающиеся феномена
техники, ее роли в современном обществе, истоки развития
и возможных критериев ее оценки.
Одна из попыток осмысления техники в широком
историко-культурном контексте, предпринята М.
Хайдеггером. Она оказала, в силу своей оригинальности и
самобытности, большое влияние на последующую
философско-эпистемологическую мысль. М. Хайдеггер
считает, что в древнегреческом понимании термин
«техника» обозначал не только деятельность ремесленника,
умение, мастерство, но также искусство, как выявление
истинного через прекрасное. Отсюда ясно, что техника
имеет «нетехнические основания в природе и культуре.
Она не есть простое умение, манипулирование предметами
с целью получения практического эффекта. Являясь
соединением природного материала и человеческих
замыслов, она представляет собой выявление сущности
бытия. Сущность техники находится в области, где имеет
место открывание и его потаенность, где сбывается
истина». По мнению Хайдеггера, до тех пор, пока человек
относится к технике только как средству достижения своих
целей, не может избавиться от желания овладеть ею
рассмотрение последнего «со-стороны» или «извне»: на человека является «умение сделать изделие», являющееся природные явления мы смотрим так до сих пор – они, как «товаром», эквивалентом которого выступает «капитал». мы считаем, существуют вне и независимо от нас. Но Именно поэтому – вследствие «вытеснения» духа «в-свое» данная ситуация кардинально изменяется, когда мы материальное окружение – западный человек в глубине относимся к внешним для нас объектам как к результатам души одинок: постоянно находится в состоянии «стресса», «разумного», человеческого преобразования: они нервного срыва. Именно поэтому любовь как феномен становятся воплощением возможностей нашего «Я», т. е. духовного общения подменяется ее физическими субъективности. И таким образом созданные человеком аналогами – войнами, терроризмом, бандитизмом, изделия (в том числе и технические) выступают для нас рэкетом, сексом и т. д. И в основе всего этого лежит отражением нашего же «Я», в них мы рефлексируем раздвоение личности – ее «биологическое» начало, собственное субъективное содержание. противостоит же рациональному, считаемому разумным. Рационалистическое, или классическое, научное В настоящее время в западной философии довольно мышление основано на отчуждении мышления от широко обсуждаются вопросы, касающиеся феномена собственного содержания и последующей рефлексии, техники, ее роли в современном обществе, истоки развития последняя обусловливается, как известно, применяемыми и возможных критериев ее оценки. знаково-символическими средствами – математическими и Одна из попыток осмысления техники в широком буквенно-словесными. Именно таким образом историко-культурном контексте, предпринята М. рационалистическое мышление анализирует собственное Хайдеггером. Она оказала, в силу своей оригинальности и содержание на предмет его объективности, т. е. истинности. самобытности, большое влияние на последующую То же происходит и с материальными изделиями: через философско-эпистемологическую мысль. М. Хайдеггер них мы выносим вне себя собственное субъективное считает, что в древнегреческом понимании термин (психологически-разумное) содержание для обозрения себя «техника» обозначал не только деятельность ремесленника, же, собственного «Я» «со-стороны», «извне». Так умение, мастерство, но также искусство, как выявление материальная природа в контексте ее «разумного» истинного через прекрасное. Отсюда ясно, что техника преобразования выступает не просто «зеркальным» имеет «нетехнические основания в природе и культуре. отражением человеческой субъективности, человеческого Она не есть простое умение, манипулирование предметами духа, но самой субъективностью, содержанием нашего с целью получения практического эффекта. Являясь духа, правда, вынесенного во вне нас. соединением природного материала и человеческих Таким образом, «техника» – это «умение», «талант» замыслов, она представляет собой выявление сущности воплощать человеческий дух в материальных изделиях, бытия. Сущность техники находится в области, где имеет материализовывать его (духа) содержание. Здесь термин место открывание и его потаенность, где сбывается «материализация» понимается как синоним «объективации» истина». По мнению Хайдеггера, до тех пор, пока человек «для других» содержания духа, мышления. Это значит, что относится к технике только как средству достижения своих «языком» общения западного рационализированного целей, не может избавиться от желания овладеть ею 163 164
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- …
- следующая ›
- последняя »