История государственного и муниципального управления в России. Алехин Э.В. - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

Вполне естественно, что такой орган, как боярская дума, был, в
сущности, традиционно обязательным институтом совещательного характера,
действовавшим исключительно в том старшем волостном городе, который
являлся столицей-резиденцией соответствующего князя. В любом другом
городе или пригороде существовали советы старейшин (“старцы градские”),
не обладавшие политическими прерогативами, а лишь административной и
судебной властью.
Одной из функций князя было совещаться (сначала со своей старшей
дружиной, а позднее со своими боярами – “княжими мужами”), и
думающийстал своего рода обычным эпитетом для того из бояр, который
являлся членом княжеского совета.
Древнерусское боярство на протяжении нескольких веков составляло
особый социальный слой обществаслужилую и земскую аристократию, по
своему происхождению принадлежавшую к знаменитым фамилиям и родам и
составлявшуюкоренное, старшее население городов; они же были главными
землевладельцами-собственниками”. Обширные земельные владения, наряду
с концентрацией значительных властных полномочий, послужили тому, что
бояре довольно рано выделились из общей массы посадских и волостных
общинников, продолжая вместе с тем сохранять весьма тесные
взаимоотношения с ними.
Вопрос о том, кого считать членом высшего княжеского совещательного
органа на протяжении многих лет представляет собой одну из дискуссионных
проблем. “Происхождение словабояриндоселе остается в некотором роде
загадкой, - отмечает по этому поводу И.Я. Фроянов, - хотя многие поколения
историков пытались проникнуть в его тайну”.
Например, одни ученые указывают на неопределенность и, по существу,
случайный характер состава боярской думы. “Особого звания советников
князя, в которое возводились бы служилые люди, входившие в состав думы, -
писал наиболее последовательный сторонник этой концепции В.И. Сергеевич,
- не было: дума составлялась всякий раз вновь по особому приглашению”. Не
    Вполне естественно, что такой орган, как боярская дума, был, в
сущности, традиционно обязательным институтом совещательного характера,
действовавшим исключительно в том старшем волостном городе, который
являлся столицей-резиденцией соответствующего князя. В любом другом
городе или пригороде существовали советы старейшин (“старцы градские”),
не обладавшие политическими прерогативами, а лишь административной и
судебной властью.
    Одной из функций князя было совещаться (сначала со своей старшей
дружиной, а позднее со своими боярами – “княжими мужами”), и
“думающий” стал своего рода обычным эпитетом для того из бояр, который
являлся членом княжеского совета.
    Древнерусское боярство на протяжении нескольких веков составляло
особый социальный слой общества – служилую и земскую аристократию, по
своему происхождению принадлежавшую к знаменитым фамилиям и родам и
составлявшую “коренное, старшее население городов; они же были главными
землевладельцами-собственниками”. Обширные земельные владения, наряду
с концентрацией значительных властных полномочий, послужили тому, что
бояре довольно рано выделились из общей массы посадских и волостных
общинников,    продолжая   вместе   с   тем   сохранять   весьма   тесные
взаимоотношения с ними.
    Вопрос о том, кого считать членом высшего княжеского совещательного
органа на протяжении многих лет представляет собой одну из дискуссионных
проблем. “Происхождение слова “боярин” доселе остается в некотором роде
загадкой, - отмечает по этому поводу И.Я. Фроянов, - хотя многие поколения
историков пытались проникнуть в его тайну”.
    Например, одни ученые указывают на неопределенность и, по существу,
случайный характер состава боярской думы. “Особого звания советников
князя, в которое возводились бы служилые люди, входившие в состав думы, -
писал наиболее последовательный сторонник этой концепции В.И. Сергеевич,
- не было: дума составлялась всякий раз вновь по особому приглашению”. Не