ВУЗ:
Составители:
менее категоричен в своем анализе и, например, С.А. Петровский,
констатирующий, что “эта дума по такому-то вопросу, по такому-то
предложению князя, потому, что может быть в тот же день, по другому
вопросу, князь будет совещаться с совершенно другими лицами, и будет
совершенно вправе”.
Другие авторы дифференцированно подходят к определению того
древнего института, который принято называть “боярством”. В состав совета
(Боярской Думы) в XI – XII вв. входили дружинники, местная знать,
представители городов, иногда духовенство – высшие духовные иерархи:
епископы и игумены важнейших православных центров соответствующей
земли.
И хотя Дума как совещательный орган не имела постоянного состава,
юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние
на политику князя было весьма ощутимым. Боярский совет был весьма
существенным дополнением княжеской власти, так как она принимала
участие в решение важнейших государственных вопросов: избрание князя,
объявление войны и
мира, заключение договоров, издание законов,
рассмотрение ряда судебных и финансовых дел.
Хотя боярская дума со временем стала постоянным властно-публичным
институтом, ее функции и компетенция определялись в большей мере
обычаем, а не законом. Однако если князя выбирало вечевое собрание
соответствующего города-государства, именно бояре были той стороной,
обычно выражавшей согласие. Более того, когда подписывался “ряд”
(договор) между князем и народным собранием - вечем, бояре также давали
присягу и “целовали крест”. Правда, нельзя не отметить, что до сих пор
достоверно не установлено, подписывался ли в таких случаях какой-либо
отдельный договор между князем и его боярами.
Состав боярской думы был столь же неопределенным, как и ее
компетенция, хотя обычай требовал, чтобы князь держал совет только со
старыми и опытными людьми. Причем, если князь нарушал это правило, он
менее категоричен в своем анализе и, например, С.А. Петровский, констатирующий, что “эта дума по такому-то вопросу, по такому-то предложению князя, потому, что может быть в тот же день, по другому вопросу, князь будет совещаться с совершенно другими лицами, и будет совершенно вправе”. Другие авторы дифференцированно подходят к определению того древнего института, который принято называть “боярством”. В состав совета (Боярской Думы) в XI – XII вв. входили дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство – высшие духовные иерархи: епископы и игумены важнейших православных центров соответствующей земли. И хотя Дума как совещательный орган не имела постоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние на политику князя было весьма ощутимым. Боярский совет был весьма существенным дополнением княжеской власти, так как она принимала участие в решение важнейших государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел. Хотя боярская дума со временем стала постоянным властно-публичным институтом, ее функции и компетенция определялись в большей мере обычаем, а не законом. Однако если князя выбирало вечевое собрание соответствующего города-государства, именно бояре были той стороной, обычно выражавшей согласие. Более того, когда подписывался “ряд” (договор) между князем и народным собранием - вечем, бояре также давали присягу и “целовали крест”. Правда, нельзя не отметить, что до сих пор достоверно не установлено, подписывался ли в таких случаях какой-либо отдельный договор между князем и его боярами. Состав боярской думы был столь же неопределенным, как и ее компетенция, хотя обычай требовал, чтобы князь держал совет только со старыми и опытными людьми. Причем, если князь нарушал это правило, он
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- …
- следующая ›
- последняя »