История государственного и муниципального управления в России. Алехин Э.В. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

ним из одной земли-волости в другую. С усилением в думе общинно-земско-
го элементасовет бояр получает все большую самостоятельность и
становится ближе к вечу, чем к князю”.
В заключение нельзя не отметить одно важное обстоятельство,
характерное для общественных отношений в течение всего исследуемого
периода: у боярина не было обязанности
служить князю, и он в любое время
мог свободно оставить одного князя и перейти на службу к другому. Слово
бояринвРусской Правде означало привилегированный землевладелец,
дружинник. И если ему за службу даровали земли, то земельный надел,
который он получал (за исключением Галицкой земли в XIII веке), становился
его личной собственностью
и не влек за собой жестких обязательств
исполнять княжескую службу. Таким образом, боярин, являлся ли он членом
княжеского совета или просто нес службу у князя, не был в исследуемый
период русской истории его вассалом. В этом мы видим важнейший элемент
различия в социальном укладе Древней Руси и Западной Европы в XI - XII
веках.
Вече как демократическое начало.
По старым русским понятиям, - пишет Н.И. Костомаров, - вече, в
обширном значении, не было чем-нибудь определенным, юридическим; под
этим названием вообще разумелось народное сходбище, которое, с нашей
точки зрения, может назваться законным, то есть правосознательное собрание
народа, рассуждающего о своих делах, и такое, которое выделяется из прочей
массы народа, кружок, иногда и в противоречии с общею волею народа -
мятежный скоп. Созвать вечезначило представить дело на обсуждение
народа, и потому всякий, кто считал себя вправе говорить пред народом, мог
и созвать вече”.
С другой стороны, В. В. Мавродин отмечает, что на вечевых сходках
главную роль играютнарочитые мужи”, “лучшие мужи”, “старцы”, то есть
узкокорпоративный слой знати.
ним из одной земли-волости в другую. С усилением в думе общинно-земско-
го элемента “совет бояр получает все большую самостоятельность и
становится ближе к вечу, чем к князю”.
    В заключение нельзя не отметить одно важное обстоятельство,
характерное для общественных отношений в течение всего исследуемого
периода: у боярина не было обязанности служить князю, и он в любое время
мог свободно оставить одного князя и перейти на службу к другому. Слово
“боярин” в “Русской Правде” означало привилегированный землевладелец,
дружинник. И если ему за службу даровали земли, то земельный надел,
который он получал (за исключением Галицкой земли в XIII веке), становился
его личной собственностью и не влек за собой жестких обязательств
исполнять княжескую службу. Таким образом, боярин, являлся ли он членом
княжеского совета или просто нес службу у князя, не был в исследуемый
период русской истории его вассалом. В этом мы видим важнейший элемент
различия в социальном укладе Древней Руси и Западной Европы в XI - XII
веках.

    Вече как демократическое начало.
    “По старым русским понятиям, - пишет Н.И. Костомаров, - вече, в
обширном значении, не было чем-нибудь определенным, юридическим; под
этим названием вообще разумелось народное сходбище, которое, с нашей
точки зрения, может назваться законным, то есть правосознательное собрание
народа, рассуждающего о своих делах, и такое, которое выделяется из прочей
массы народа, кружок, иногда и в противоречии с общею волею народа -
мятежный скоп. Созвать вече – значило представить дело на обсуждение
народа, и потому всякий, кто считал себя вправе говорить пред народом, мог
и созвать вече”.
    С другой стороны, В. В. Мавродин отмечает, что на вечевых сходках
главную роль играют “нарочитые мужи”, “лучшие мужи”, “старцы”, то есть
узкокорпоративный слой знати.