Современная деловая риторика. Анисимова Т.В - 48 стр.

UptoLike

Рубрика: 

48
для последователей путь его труден: не всякая оригинальность настолько интересна, чтоб ей
показываться и ею занимать. Но зато, если литература наша проигрывает в количестве, так вы-
игрывает в качественном отношении. Немного наших произведений идет на оценку Европы, но
и в этом немногом оригинальность русской наблюдательности, самобытный склад мысли уже
замечены и оценены по достоинству. Теперь нам осталось только желать, чтобы Россия произ-
водила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора, а путь, по кото-
рому идти талантам, указан нашим великим поэтом. (А.Н. Островский, 7.06.1880 г.)
2. Славой служит городу смелость, телу - красота, духу - разумность, речи приводимой -
правдивость; все обратное этому - лишь бесславие. Должно нам мужчину и женщину, слово и
дело, город и поступок, ежели похвальны они - хвалою почитать, ежели непохвальны - насмеш-
кою сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное - порицать, осмеяния же дос-
тойное - восхвалять. Предстоит мне здесь в одно и то же время и правду открыть, и порочащих
уличить - порочащих ту Елену, о которой единогласно и единодушно до нас сохранилось и вер-
ное слово поэтов, и слава имени ее, и память о бедах. Я и вознамерился, в речи своей приведя
разумные доводы, снять обвинение с той, которой довольно дурного пришлось услышать, по-
рицателей ее лгущими вам показать, раскрыть
правду и конец положить невежеству.
Но прежние времена в нынешней моей речи миновав, перейду я к началу предпринятого
похвального слова и для этого изложу те причины, в силу которых справедливо и пристойно
было Елене отправиться в Трою.
Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то,
что совершила
? Была ли она силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена?
Если примем мы первое, то не может быть виновна обвиняемая: божьему промыслу люд-
ские помыслы не помеха - от природы не слабое сильному препона, а сильное слабому власть и
вождь: сильный ведет, а слабый следом идет. Бог сильнее человека и мощью и мудростью, как
и всем остальным: если богу или случаю мы вину должны приписать, то Елену свободной от
бесчестья должны признавать.
Если же она силой похищена, беззаконно осилена, неправедно обижена, то ясно, что вино-
вен похитчик и обидчик, а похищенная и обиженная невиновна в своем несчастии. Какой вар-
вар так по-варварски поступил, тот за то пусть и наказан будет словом, правом и делом: слово
ему - обвинение, право - бесчестие, дело - отмщение. А Елена, насилию подвергшись, родины
лишившись, сирою оставшись, разве не заслуживает более сожаления, нежели поношения? Он
свершил, она претерпела недостойное; право же, она достойна жалости, а он ненависти.
Если же это речь ее убедила и душу ее обманом захватила, то и здесь нетрудно ее защитить
и от этой вины обелить. Ибо слово - величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела
творит чудесные - может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жа-
лость. Что же мешает и о Елене сказать, что ушла она, убежденная речью, ушла наподобие той,
что не хочет идти, как незаконной если бы силе она подчинилась и была бы похищена силой.
Убежденью она допустила собой овладеть; и убежденье, ей овладевшее, хотя не имеет вид на-
силия, принуждения, но силу имеет такую же. Ведь речь, убедившая душу,
ее убедив, заставля-
ет подчиниться сказанному, сочувствовать сделанному. Убедивший так же виновен, как и при-
нудивший; Она же убежденная, как принужденная, напрасно в речах себе слышит поношение.
Теперь четвертою речью четвертое я разберу ее обвинение. Если это свершила любовь, то
нетрудно избегнуть ей обвинения в том преступлении, какое она, говорят, совершила. Если
Эрос, будучи богом богов, божественной силой владеет, - как же может много слабейший от
него и отбиться и защититься! А если любовь - болезней людских лишь страданье, чувств ду-
шевных затменье, то не как преступленье нужно ее порицать, но как несчастья явленье считать.
Приходит она, как только придет, судьбы уловленьем - не мысли веленьем, гнету любви усту-
пить принужденная - не воли сознательной силой рожденная.
Как же можно считать справедливым, если поносят Елену? Совершила ль она, что она со-
вершила, силой любви побежденная, ложью ли речей убежденная или явным насилием вдаль
увлеченная, иль принужденьем богов принужденная, - во всех этих случаях нет на ней никакой
вины. (Горгий)
                                               48
для последователей путь его труден: не всякая оригинальность настолько интересна, чтоб ей
показываться и ею занимать. Но зато, если литература наша проигрывает в количестве, так вы-
игрывает в качественном отношении. Немного наших произведений идет на оценку Европы, но
и в этом немногом оригинальность русской наблюдательности, самобытный склад мысли уже
замечены и оценены по достоинству. Теперь нам осталось только желать, чтобы Россия произ-
водила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора, а путь, по кото-
рому идти талантам, указан нашим великим поэтом. (А.Н. Островский, 7.06.1880 г.)
    2. Славой служит городу смелость, телу - красота, духу - разумность, речи приводимой -
правдивость; все обратное этому - лишь бесславие. Должно нам мужчину и женщину, слово и
дело, город и поступок, ежели похвальны они - хвалою почитать, ежели непохвальны - насмеш-
кою сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное - порицать, осмеяния же дос-
тойное - восхвалять. Предстоит мне здесь в одно и то же время и правду открыть, и порочащих
уличить - порочащих ту Елену, о которой единогласно и единодушно до нас сохранилось и вер-
ное слово поэтов, и слава имени ее, и память о бедах. Я и вознамерился, в речи своей приведя
разумные доводы, снять обвинение с той, которой довольно дурного пришлось услышать, по-
рицателей ее лгущими вам показать, раскрыть правду и конец положить невежеству.
    Но прежние времена в нынешней моей речи миновав, перейду я к началу предпринятого
похвального слова и для этого изложу те причины, в силу которых справедливо и пристойно
было Елене отправиться в Трою.
    Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то,
что совершила? Была ли она силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена?
     Если примем мы первое, то не может быть виновна обвиняемая: божьему промыслу люд-
ские помыслы не помеха - от природы не слабое сильному препона, а сильное слабому власть и
вождь: сильный ведет, а слабый следом идет. Бог сильнее человека и мощью и мудростью, как
и всем остальным: если богу или случаю мы вину должны приписать, то Елену свободной от
бесчестья должны признавать.
    Если же она силой похищена, беззаконно осилена, неправедно обижена, то ясно, что вино-
вен похитчик и обидчик, а похищенная и обиженная невиновна в своем несчастии. Какой вар-
вар так по-варварски поступил, тот за то пусть и наказан будет словом, правом и делом: слово
ему - обвинение, право - бесчестие, дело - отмщение. А Елена, насилию подвергшись, родины
лишившись, сирою оставшись, разве не заслуживает более сожаления, нежели поношения? Он
свершил, она претерпела недостойное; право же, она достойна жалости, а он ненависти.
     Если же это речь ее убедила и душу ее обманом захватила, то и здесь нетрудно ее защитить
и от этой вины обелить. Ибо слово - величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела
творит чудесные - может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жа-
лость. Что же мешает и о Елене сказать, что ушла она, убежденная речью, ушла наподобие той,
что не хочет идти, как незаконной если бы силе она подчинилась и была бы похищена силой.
Убежденью она допустила собой овладеть; и убежденье, ей овладевшее, хотя не имеет вид на-
силия, принуждения, но силу имеет такую же. Ведь речь, убедившая душу, ее убедив, заставля-
ет подчиниться сказанному, сочувствовать сделанному. Убедивший так же виновен, как и при-
нудивший; Она же убежденная, как принужденная, напрасно в речах себе слышит поношение.
    Теперь четвертою речью четвертое я разберу ее обвинение. Если это свершила любовь, то
нетрудно избегнуть ей обвинения в том преступлении, какое она, говорят, совершила. Если
Эрос, будучи богом богов, божественной силой владеет, - как же может много слабейший от
него и отбиться и защититься! А если любовь - болезней людских лишь страданье, чувств ду-
шевных затменье, то не как преступленье нужно ее порицать, но как несчастья явленье считать.
Приходит она, как только придет, судьбы уловленьем - не мысли веленьем, гнету любви усту-
пить принужденная - не воли сознательной силой рожденная.
    Как же можно считать справедливым, если поносят Елену? Совершила ль она, что она со-
вершила, силой любви побежденная, ложью ли речей убежденная или явным насилием вдаль
увлеченная, иль принужденьем богов принужденная, - во всех этих случаях нет на ней никакой
вины. (Горгий)