Современная деловая риторика. Анисимова Т.В - 47 стр.

UptoLike

Рубрика: 

47
На этом празднике каждый литератор обязан быть оратором, обязан громко благодарить
поэта за те сокровища, которые он завещал нам. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, дей-
ствительно велики и неоценимы. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет
все, что может поумнеть. Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, по-
эт дает и самые формулы мыслей и чувств. Богатые результаты совершеннейшей умственной
лаборатории делаются общим достоянием. Высшая творческая натура влечет и подравнивает к
себе всех. Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в
тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утонча-
ются чувства. Отчего с таким нетерпением ждется каждое новое произведение от великого по-
эта? Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним, всякий
ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне, но
он скажет, и это сейчас же сделается моим. Вот отчего и любовь, и поклонение великим поэтам,
вот отчего и великая скорбь при их утрате, образуется пустота, умственное сиротство: некем
думать, некем чувствовать.
Но легко сознавать чувство удовольствия и восторга от изящного произведения, а подме-
тить и проследить свое умственное обогащение от того же произведения - довольно трудно.
Всякий говорит, что ему то и другое произведение нравится, но редкий сознает и признается,
что он поумнел от него. Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Наша ли-
тература обязана ему своим умственным ростом. И этот рост был так велик, так быстр, что ис-
торическая последовательность в развитии литературы и общественного вкуса была как будто
разрушена, и связь с прошедшим разорвана. Этот прыжок был не так заметен при жизни Пуш-
кина, современники хотя и считали его великим поэтом, считали своим учителем, но настоя-
щими их учителями были люди предшествовавшего поколения, с которыми они были связаны
чувством безграничного уважения и благодарности. Как ни любили Пушкина, но все-таки, в
сравнении со старшими писателями, он казался им еще молод и не довольно солиден, признать
его одного виновником быстрого поступательного движения русской литературы значило для
них обидеть солидных, во многих отношениях весьма почтенных людей. Все это понятно, и
иначе не могло быть, зато следующее поколение воспитанное исключительно Пушкиным, когда
сознательно оглянулось назад, увидало, что предшественники его и многие его современники
для них уже даже не прошедшее, а давнопрошедшее. Вот когда заметно стало, что русская ли-
тература в одном человеке выросла на целое столетие. Пушкин застал русскую литературу в
период ее молодости, когда она еще жила чужими образцами и по ним вырабатывала формы,
лишенные живого, реального содержания, - и что же? Его произведения - уже не исторические
оды, не плоды досуга, уединения, или меланхолии, он кончил тем, что оставил нам образцы,
равные образцам литератур зрелых, образцы, совершенные по форме и по самобытному, чисто
народному содержанию. Он дал серьезность, поднял
тон и значение литературы, воспитал вкус
в публике, завоевал ее и подготовил для будущих литераторов читателей и ценителей.
Другое благодеяние, оказанное нам Пушкиным, по моему мнению, еще важнее и еще зна-
чительнее. До Пушкина наша литература была подражательная - вместе с формами, она прини-
мала от Европы и разные, исторически сложившиеся
там направления, которые в нашей жизни
корней не имели, но могли приняться, как принялось и укоренилось многое пересаженное. От-
ношения писателей к действительности не были непосредственными, искренними, писатели
должны были избирать какой-нибудь условный угол зрения. Каждый из них вместо того, чтобы
быть самим собой, должен был настроиться на какой-нибудь лад. Вне этих условных направле-
ний поэзия не признавалась, самобытность сочлась бы невежеством или вольнодумством. Вы-
свобождение мысли из-под гнета условных приемов - дело нелегкое, оно требует громадных
сил. Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал отно-
ситься к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть
оригинальным и
был, - был самим собой. Великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последовате-
лей. И Пушкин оставил школу и последователей. Что это за школа, что он дал своим последо-
вателям? Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой,
он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю
быть русским. Ведь
это только легко сказать! Ведь это значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую душу. Конечно,
                                               47
     На этом празднике каждый литератор обязан быть оратором, обязан громко благодарить
поэта за те сокровища, которые он завещал нам. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, дей-
ствительно велики и неоценимы. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет
все, что может поумнеть. Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, по-
эт дает и самые формулы мыслей и чувств. Богатые результаты совершеннейшей умственной
лаборатории делаются общим достоянием. Высшая творческая натура влечет и подравнивает к
себе всех. Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в
тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утонча-
ются чувства. Отчего с таким нетерпением ждется каждое новое произведение от великого по-
эта? Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним, всякий
ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне, но
он скажет, и это сейчас же сделается моим. Вот отчего и любовь, и поклонение великим поэтам,
вот отчего и великая скорбь при их утрате, образуется пустота, умственное сиротство: некем
думать, некем чувствовать.
     Но легко сознавать чувство удовольствия и восторга от изящного произведения, а подме-
тить и проследить свое умственное обогащение от того же произведения - довольно трудно.
Всякий говорит, что ему то и другое произведение нравится, но редкий сознает и признается,
что он поумнел от него. Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Наша ли-
тература обязана ему своим умственным ростом. И этот рост был так велик, так быстр, что ис-
торическая последовательность в развитии литературы и общественного вкуса была как будто
разрушена, и связь с прошедшим разорвана. Этот прыжок был не так заметен при жизни Пуш-
кина, современники хотя и считали его великим поэтом, считали своим учителем, но настоя-
щими их учителями были люди предшествовавшего поколения, с которыми они были связаны
чувством безграничного уважения и благодарности. Как ни любили Пушкина, но все-таки, в
сравнении со старшими писателями, он казался им еще молод и не довольно солиден, признать
его одного виновником быстрого поступательного движения русской литературы значило для
них обидеть солидных, во многих отношениях весьма почтенных людей. Все это понятно, и
иначе не могло быть, зато следующее поколение воспитанное исключительно Пушкиным, когда
сознательно оглянулось назад, увидало, что предшественники его и многие его современники
для них уже даже не прошедшее, а давнопрошедшее. Вот когда заметно стало, что русская ли-
тература в одном человеке выросла на целое столетие. Пушкин застал русскую литературу в
период ее молодости, когда она еще жила чужими образцами и по ним вырабатывала формы,
лишенные живого, реального содержания, - и что же? Его произведения - уже не исторические
оды, не плоды досуга, уединения, или меланхолии, он кончил тем, что оставил нам образцы,
равные образцам литератур зрелых, образцы, совершенные по форме и по самобытному, чисто
народному содержанию. Он дал серьезность, поднял тон и значение литературы, воспитал вкус
в публике, завоевал ее и подготовил для будущих литераторов читателей и ценителей.
     Другое благодеяние, оказанное нам Пушкиным, по моему мнению, еще важнее и еще зна-
чительнее. До Пушкина наша литература была подражательная - вместе с формами, она прини-
мала от Европы и разные, исторически сложившиеся там направления, которые в нашей жизни
корней не имели, но могли приняться, как принялось и укоренилось многое пересаженное. От-
ношения писателей к действительности не были непосредственными, искренними, писатели
должны были избирать какой-нибудь условный угол зрения. Каждый из них вместо того, чтобы
быть самим собой, должен был настроиться на какой-нибудь лад. Вне этих условных направле-
ний поэзия не признавалась, самобытность сочлась бы невежеством или вольнодумством. Вы-
свобождение мысли из-под гнета условных приемов - дело нелегкое, оно требует громадных
сил. Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал отно-
ситься к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и
был, - был самим собой. Великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последовате-
лей. И Пушкин оставил школу и последователей. Что это за школа, что он дал своим последо-
вателям? Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой,
он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским. Ведь
это только легко сказать! Ведь это значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую душу. Конечно,