Западная и русская философия второй половины XIX - XX веков. Антипин П.А - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

6
от конкретно-научного знания. Эту тенденцию представляют различные
варианты религиозной философии.
Итак, рассмотрим первую из указанных тенденций антисциентист-
скую, тесно связанную с элементами иррационализма, волюнтаризма и
мистики. В нашем изложении она представлена философией жизни, экзи-
стенциализмом и герменевтикой. Вместе с ними мы рассмотрим и повли-
явшую на формирование экзистенциализма феноменологию Э. Гуссерля.
1.2. Философия жизни
Возникновению философии жизни предшествовали такие философские
учения, как иррационализм и волюнтаризм. Сторонники иррационализма и
волюнтаризма в Германии (А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) выступили с
резкой критикой гегелевского рационализма. Они настаивали на ограни-
ченности познавательных возможностей разума и признавали основными
источниками познания интуицию, чувство или инстинкт. Иррационалисты
рассматривали окружающую человека действительность как среду, в кото-
рой господствующее положение занимают не силы мирового разума, а
проявления иррациональной воли.
В работе Артура Шопенгауэра (1788–1860) «Мир как воля и представ-
ление» (1819) волюнтаризм принимает форму объективного идеализма.
Шопенгауэр находится под влиянием философии Канта, но подвергает
критике его учение о непознаваемости «вещи в себе». Он утверждает, что
лежащая в основе явлений «вещь в себе» первичная, ничем не обуслов-
ленная «мировая воля». Движущей силой всех живых существ он считает
«волю к жизни». Она имеет, по его мнению, стихийный, инстинктивный
характер. Сознательная же воля вторична и производна от нее.
Мировоззрение Шопенгауэра глубоко пессимистично. Он считает, что
в мире преобладает зло, человек обречен на страдания и будущее не обе-
щает ему ничего хорошего. Жизнь человека, по существу своему, стра-
дание. Для избавления от него необходимо отказаться от индивидуальной
«воли к жизни».
Испытав на себе влияние буддизма, Шопенгауэр занимается пропове-
дью учения об отречении от индивидуальной «воли к жизни». Он пропове-
дует мистический идеал «нирваны», предполагающий растворение инди-
видуальной воли в первичной, ничем не обусловленной «мировой воле».
В учении Эдуарда фон Гартмана (1842–1906) автора книги «Фило-
софия бессознательного» (1869) основой бытия тоже считается бессозна-
тельное духовное начало. Его этические взгляды также глубоко пессими-
стичны. Источником несчастья, по его мнению, является желание счастья.
Поэтому отказ от всех желаний он рассматривает как путь к безболезнен-