Западная и русская философия второй половины XIX - XX веков. Антипин П.А - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

7
ному состоянию. В нем он видит единственную замену счастья. Для дос-
тижения безболезненного состояния необходимо, считает Гартман, осво-
бождение человечества от трех иллюзий: 1) земного счастья, 2) счастья в
загробном мире и 3) счастья, достижимого посредством преобразования и
совершенствования общества.
В работе Макса Штирнера (1806–1856) «Единственный и его собст-
венность»(1845) волюнтаризм принимает форму субъективного идеализма.
Единственная реальность, по мнению Штирнера, это «Я», а весь мир
его собственность. Проповедуя эгоизм и анархизм, он критически относит-
ся к таким понятиям, как общественная мораль, право, законы общества и
объявляет их «призраками». Каждый, по его мнению, сам является источ-
ником морали и права. В своих действиях он должен руководствоваться
принципом: «Нет ничего выше меня». В идеальном состоянии общество,
по мнению Штирнера, должно быть «союзом эгоистов», в котором каждый
видит в другом лишь средство для достижения своих целей.
Основные идеи философии жизни как субъективно-идеалистического
направления философской мысли сформировались в работах Фридриха
Ницше (1844–1900). Значительное влияние на его интеллектуальное разви-
тие оказали уже упомянутые нами работы Шопенгауэра, Гартмана и
Штирнера.
Используя высказанные в них идеи, Ницше продолжает разработку во-
люнтаризма с позиций иррационалистической философии. Подобно Шо-
пенгауэру и Гартману, он считает волю первоосновой всего сущего. Однако
в целом, подобно Штирнеру, он разрабатывает свои идеи в рамках субъек-
тивно-идеалистической формы волюнтаризма. Первичной движущей силой
в его учении выступает свободная индивидуальная воля. В отличие от пес-
симизма и фатализма Шопенгауэра, который призывает к избавлению от
страданий и, во имя этого, к отказу от «воли к жизни», волюнтаризм Ницше
имеет агрессивный характер. В нем превозносится «воля к власти».
Основные идеи философии жизни изложены в книге Ницше «Воля к
власти» (1901). Ницше намеревался сделать эту книгу основным про-
граммным произведением и посвятил ее «переоценке всех ценностей».
Однако болезнь помешала ему закончить и подготовить ее к изданию. В
1888 году он был разбит параличом, и вскоре после этого у него наступило
тяжелое психическое расстройство. Исследователи творчества Ницше от-
мечают, что он был болезненным и необщительным человеком, погружен-
ным в мир порожденного им идеального образа сверхчеловека. Он вел до-
вольно уединенный образ жизни. В конце концов, его жизнь стала на-
столько оторванной от реальности, иллюзорной, что привела его к само-
обожествлению. Оставшиеся после смерти Ницше заметки и афоризмы,