Составители:
Рубрика:
10 11
защиты, достаточными для сдерживания и успешного отражения угрозы, во-
вторых, снабжать членов общества необходимыми материальными благами
и, в-третьих, направлять развитие духовной деятельности.
Ученик Платона Аристотель (384–322 гг. до н. э.) анализировал реаль-
но существующие государственные формы. Его политические идеи представ-
лены в трактатах «Политика», «Афинская полития», «Этика». Человек есть
существо общественное, всегда
стремящееся к совместной жизни. Началь-
ной формой общежития является семья, демонстрирующая различного рода
отношения – супружеские, родительские и господские. Эти патриархальные
отношения Аристотель переносил и на государство в целом, различая его
правильные и извращенные формы. Правильными являются те, где истинная
цель правительства состоит в достижении общей пользы. К ним Аристотель
относил монархию, аристократию и
политию (ограниченную цензовую де-
мократию). Отклонения же от данных устройств – тирания (имеет в виду
выгоды одного правителя), олигархия (выгоды состоятельных граждан)
и демократия (выгоды неимущих) соответственно. Функции и предназначе-
ние государства Аристотель связывает с высшей целью человека – общени-
ем, ибо государство, как и семья, есть форма общественных связей. Задачи
политики как
науки о государстве состояли в том, чтобы научить правителя
искусству управления, наиболее выгодному при настоящем состоянии обще-
ства. Симпатии самого Аристотеля принадлежали к смешанной форме госу-
дарственного устройства, основанной на стремлении объединить интересы
бедных и богатых. Отсюда происходит его особое внимание к средним сло-
ям, которые стабилизируют жизнь общества. Государство, существующее ради
процветания граждан, должно стремиться к обретению ими именно среднего
достатка.
Переходя ко второму вопросу, следует отметить, что христианская тра-
диция средневековой Европы, утверждавшая божественное происхождение
государственной власти, не оставляла возможностей для изучения реальных
политических процессов. Восстановление светского подхода к политике про-
изошло в эпоху Возрождения и связано с именем Никколо Макиавелли
(1469–1527) и
его трактатом «Государь». Макиавелли заменяет концепцию
божественного предопределения идеей объективной исторической законо-
мерности. В основе поведения человека в сфере политики находятся, по его
мнению, выгода и сила. Разнообразие исторических форм государства Маки-
авелли выводит прежде всего из соотношения борющихся в обществе сил.
Его личные симпатии на стороне умеренной республики и смешанной фор
-
мы правления, в которой сочетались бы демократические, аристократичес-
кие и монархические элементы власти. Для достижения высокой государ-
ственной цели Макиавелли считал возможным применение любых средств
(подкупа, шантажа, убийства и т. п.). Отсюда термин макиавеллизм, означаю-
щий политику, при которой цель оправдывает средства.
Новый мощный импульс развитию политической науки дала эпоха
бур-
жуазных революций XVII – первой половины XIX в. Основы всех важней-
ших теорий эпохи просвещения заложили английские мыслители. Томас Гоббс
(1588–1679) в книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства
церковного и гражданского» рассматривал государство не как божественное
установление, а как продукт человеческой деятельности. Го суда рс тво есть
результат «общественного договора», оно пришло на смену естественному
состоянию, когда
люди находились во взаимной вражде. Добровольно огра-
ничив свою свободу, они делегировали собственные права государственным
органам (государю), на которые ложились главным образом функции обеспе-
чения безопасности. По определению Гобб са, государство есть единое лицо,
которому огромное множество людей путем взаимного договора между со-
бой доверило использовать силу и средства для их мира
и общей защиты.
Тот, кто является носителем этого лица, – суверен, обладающий верховной
властью, а всякий другой является лишь его подданным. Форм государства,
согласно Гоб бсу, три: монархия (сувереном является один человек), демокра-
тия (суверен – собрание всех), аристократия (верховная власть принадлежит
собранию части граждан). Сторонник сильной власти, Гоббс объявляет госу-
дарственный интерес высшим
критерием морали.
Его современник Джон Локк (1632–1704) выступал за конституцион-
ную монархию и разделение властей, закладывая тем самым основы доктри-
ны современного либерализма. В работе «Два трактата о правлении» Локк
рассматривает проблемы государства и гражданского общества, политичес-
ких свобод, собственности и др. Он возражает против идеи Т. Гоббса о нео-
граниченности государственной
власти, доказывает, что основная задача воз-
никшего на основе общественного договора государства – защита личной
свободы и частной собственности граждан. Народ обладает, согласно Локку,
абсолютным суверенитетом и имеет полное право ниспровергать недостой-
ное правительство. Естественное состояние человека для Локка – это состо-
яние полной свободы в отношении своих действий и распоряжения своим
имуществом, состояние
равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция
являются взаимными: никто не имеет больше другого. Форма правления за-
висит от того, у кого находится верховная власть. Локк выделял такие формы
правления, как демократия, олигархия, монархия, допуская возможность также
сложных и смешанных форм правления.
Целую плеяду замечательных политических мыслителей дало француз-
ское просвещение
. Можно назвать имена Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо,
К. А. Гельвеция, П. А. Гол ьбаха, Д. Дидро и других, идеи которых стали ду-
ховным источником Великой французской революции 1789–1799 гг.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »