Составители:
Рубрика:
12 13
К вершинам политологических сочинений можно отнести работу Шар-
ля Монтескье (1689–1755) «О духе законов». Рассматривая (вслед за Т. Гоб-
бсом и Дж. Локком) государство как результат общественного договора, Мон-
тескье утверждал, что каждый государственный строй обусловлен соответ-
ствующими природными факторами: климатом, почвой, величиной террито-
рии и т. д. Монтескье выделял три образа
правления – республиканский (вер-
ховная власть находится в руках или всего народа, или части его), монархи-
ческий (управляет один человек, но посредством установленных неизмен-
ных законов) и деспотический (все вне всяких законов и правил движется
волей и произволом одного лица). По его мнению, основным принципом рес-
публики является добродетель, монархии – честь, а
деспотии – страх. Свобода
и равенство, согласно Монтескье, являются фундаментальными свойствами
человеческой природы. Он считал также, что разделение властей на законода-
тельную, исполнительную и судебную станет основой «государства разума».
Значительное влияние на развитие общественной мысли оказал Жан
Жак Руссо (1712–1778). Его главное произведение – «Об общественном до-
говоре, или Принципы политического права». Как и все
просветители, Руссо
исходит из договорной природы государства, рассматривает свободу и ра-
венство в качестве высших человеческих ценностей. Придерживаясь в целом
более радикальных взглядов, чем Монтескье, Руссо выдвинул требование
единства прав и обязанностей гражданина, стать которым можно, только
преодолев своеволие. Важное место в его политической философии занимает
обоснование идеи суверенитета народа как осуществления общей
воли, кото-
рая, в свою очередь, выступает источником права, мерилом справедливости и
главным принципом управления. Законодательную власть Руссо характеризу-
ет как волю политического организма, а исполнительную власть – как его силу.
Видный мыслитель и политический писатель Клод Адриан Гельвеций
(1715–1771) в трудах «Об уме» и «О человеке…» остро критиковал феодаль-
ные порядки и
абсолютизм, рассматривал государство как политический ин-
ститут, обеспечивающий функционирование системы общественного воспи-
тания. Главной движущей силой развития общества для Гельвеция было
сознание и страсти человека, борьба за удовлетворение материальных и ду-
ховных потребностей. В связи с этим он отстаивал тезис о необходимости
государственного регулирования в сфере частной собственности и доходов
граждан. Согласно
Гельвецию, форма правления – это совокупность законов
или соглашений между гражданами, которые либо противоречат общему ин-
тересу, либо соответствуют ему. Поэтому есть только две формы правления:
одна – хорошая, другая – дурная. Особое внимание Ге львеций уделял про-
блеме деспотизма и его следствиям, к которым относил презренное и унизи-
тельное состояние народа, гибель государства.
Другой
представитель французского просвещения – Поль Анри Голь-
бах (1723–1789) – исследовал человеческую природу с целью обоснования
необходимости свободы граждан. Проблемы человека, общества и государ-
ства Го льбах выводил из законов природы. В работе «Естественная полити-
ка, или Беседы об истинных принципах управления» Гольбах писал о поли-
тике и политиках, о государстве и политической деятельности, о
войне и мире.
Политику он рассматривал как искусство управлять людьми или заставлять
их содействовать сохранению и благополучию общества. Развитие общества
и государства в значительной мере обусловлено, с точки зрения Гол ьбаха,
деятельностью правительства, существующей системой воспитания. Эконо-
мическая, социальная и политическая среды играют формирующую роль по
отношению к личности. В основе всякой политической
системы лежат, со-
гласно Гольбаху, некоторые истины: хорошими являются только те законы,
которые соответствуют природе человека и обязывают его выполнять свой
долг перед другими членами общества. Править людьми – значит осуществ-
лять по отношению к ним власть, принадлежащую обществу. Правитель под-
чинен законам, являющимся выражением воли всего общества; свобода яв-
ляется неотъемлемым
правом всякой нации и всякого общества, ибо она су-
щественно необходима для сохранения и процветания общественных союзов.
Особое место в истории становления и развития политической теории
занимают американские просветители, которым волею судеб выпало стать
одновременно отцами-основателями США, сочетая таким образом теорию
и практику. Это Бенджамин Франклин (1706–1790), один из авторов Декларации
независимости
и Конституции США, Томас Джефферсон (1743–1826), автор
проекта Декларации независимости и третий президент США в 1801–1809 гг.
Просветители нового света отстаивали равенство людей, их неотъемлемые
права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Оправдывая войну за неза-
висимость 1775–1783 гг., Франклин и Джефферсон утверждали, что если су-
ществующее государственное управление не обеспечивает должного соблю-
дения
естественных прав человека, если народ сталкивается с проявлениями
деспотизма, то право и обязанность граждан – изменить или упразднить не-
годную форму правления.
Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант
(1724–1804) стал одним из авторов концепции правового государства и граж-
данского общества. Его идеи о соотношении политики и морали остаются
актуальными и сегодня. В работе «
Метафизика нравов» Кант, развивая идеи
Дж. Локка и Ш. Монтескье, предлагал для предотвращения тирании строго
разграничить полномочия разделенных властей, ибо править должны не люди,
а законы. В каждой стране власть должна быть представлена в трех лицах:
верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »