Составители:
Рубрика:
14 15
в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присужда-
ющая каждому свое согласно закону) в лице судьи. Го судар ство для Канта –
это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Иде-
альным политическим состоянием Кант признавал мир и согласие между
индивидом и государством. Неотъемлемые правовые атрибуты гражданина –
основанная на законе свобода, гражданское равенство
и гражданская само-
стоятельность. В трактате «К вечному миру» Кант выдвигал проект полного
исключения войны из жизни человечества, что можно было, по его мнению,
достигнуть путем просвещения народов, удовлетворения их экономических
потребностей.
Кроме политических идей просвещения, заслуживают внимания взгля-
ды представителей утопического социализма, сделавших первый шаг в ос-
мыслении индустриального общества. Французский
мыслитель Клод Анри
Сен-Симон (1760–1825) в своих социально-политических сочинениях «Пись-
ма женевского обитателя к современникам», «Взгляд на собственность и за-
конодательство», «О теории общественной организации» и других охаракте-
ризовал основные черты рационального общества, грядущей промышленной
системы: обязательность труда, единство науки и промышленности, плани-
рование хозяйственной деятельности, распределение по способностям и
т. д.
Общество Сен-Симон рассматривал как закономерно развивающийся целос-
тный организм, в основе процесса которого лежит развитие научных знаний,
морали и религии. В политической сфере он отдавал предпочтение не рево-
люциям и иным массовым движениям, а реформам, отвечающим интересам
большинства и проводимым под руководством промышленников и ученых.
Единственной и постоянной
целью общественной организации должно быть
возможно лучшее применение для удовлетворения потребностей человека
знаний, добытых науками, искусствами и ремеслами, распространение этих
знаний, их совершенствование и преумножение. Наиболее предпочтитель-
ной формой правления Сен-Симон считал парламентское правление.
Значительное влияние на формирование социалистической мысли ока-
зал английский утопист Роберт Оуэн (1771–1858), его борьба за социальную
защиту трудящихся
, работы «Из книги о новом нравственном мире», «Рево-
люция в сознании и деятельности человеческого рода, или Грядущий пере-
ход от неразумия к разумности». Благодаря изобретениям и открытиям, счи-
тает Оуэн, общество, организованное на научных основаниях и управляемое
с помощью принципов равенства и справедливости, может быть насыщено
благами самого высшего качества при
работе, сводящейся к полезным и при-
ятным занятиям. Оуэн выдвигал программу разумной общественной систе-
мы как системы предотвращения зла, предлагая создавать самоуправляющи-
еся поселки общности и сотрудничества, лишенные частной собственности,
деления на классы, эксплуатации, противоречий между умственным и физи-
ческим трудом. Замена существующих вредных и дурных условий хороши-
ми и превосходными
во всех областях жизни может быть совершена только
мирными средствами, попытка же изменения характера правительства или
общества посредством насилия недопустима.
История политической мысли России XIX – начала XX в. характеризу-
ется пониманием верховной властью необходимости реформ, которые со-
вмещали в себе социально-экономические преобразования в духе экономи-
ческого либерализма и политические реформы, включающие конституцион-
ное оформление представительной власти. Вдохновителями и проводника-
ми политических идей выступили: Б. Н. Чичерин (1828–1904), правовед
и политический мыслитель, сторонник конституционализма; П. Б. Струве
(1870–1944), теоретик «легального марксизма», один из лидеров партии ка-
детов, развивал идеи либерального консерватизма; П. И. Новгородцев
(1886–1924), представитель российского либерализма, отстаивал идею необ-
ходимости соответствия теории и политики; С.
Л. Франк (1877–1950), раз-
вивал социальную идею демократического либерализма, после увлечения мар-
ксизмом в начале XX в. – критик «морализма», нигилизма, революционного
прагматизма и др.
Таким образом, во второй половине XIX в. – начале ХХ века европей-
ская и российская политические традиции заложили основы для становле-
ния политической науки, выявили два основных теоретических направления –
либеральное и
социалистическое, которым уже в XX в. было суждено в борь-
бе и конвергенции создавать контуры современного понимания проблем об-
щественного развития.
Темы докладов
1. Платон о наилучшем государственном устройстве.
2. Формы правления по Аристотелю.
3. Политические идеи просветителей.
4. Политические идеи социалистов-утопистов.
5. Гене зис и эволюция российского либерализма и конституционализма.
Рекомендуемая литература
1. Акмалова, А. А. История политических и правовых учений: учеб. пособие /
А. А. Акмалова, В. М. Капицын. – М., 2002. – 286 с.
2. История политико-правовых учений: учеб. пособие / под ред. А. Н. Хоро-
шилова. – М., 2001. – 344 с.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »