Составители:
Рубрика:
6 7
ной закон социального развития, согласно Спенсеру, – это закон выживания
наиболее приспособленных. Такая позиция получила название социальный
дарвинизм. Спенсер был противником революции, называл ее болезнью орга-
низма. Только в ходе эволюции общество, по мысли Спенсера, найдет воз-
можность сгладить противоречия между правом сильного и естественным
правом каждого человека на счастье. Спенсер первым применил
в социоло-
гии понятия системы, структуры, функции. Плодотворной была и его идея
о том, что общество развивается от простого состояния, когда все части взаимо-
заменяемы, к сложному, с совершенно несхожими между собою элементами.
Основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм
(1858–1917) выступил против попыток свести общественное к биологичес-
кому или индивидуально-психологическому. Дюркгейм
доказывал, что об-
щество – реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой, и считал,
что основной задачей социологии является изучение социальной действи-
тельности, элементами которой выступают социальные факты. Социальный
факт – это любой вид действия, который оказывает влияние на индивида
и объективно существует (способ мышления, законы, обычаи, язык, верова-
ния, денежная система
). Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество
как сферу согласия и солидарности. Существуют два типа последней – меха-
ническая и органическая. Механическая солидарность присуща неразвитым,
архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны.
Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулиро-
вать его сознание и поведение. Органическая же солидарность основывается
на разделении
труда, профессиональной специализации, экономической вза-
имосвязи индивидов. При этом типе солидарности каждый индивид незави-
сим от общества, свободен и автономен. Дюркгейм, как и Конт, считал, что
общество по своей природе основано на консенсусе. Он отвергал револю-
цию как способ решения социального конфликта и считал последний при-
знаком болезни или разлада в
обществе.
Социологические воззрения Карла Маркса (1818–1883) основывались
на идее, согласно которой процесс развития представляется как противобор-
ство непримиримых сил. Противоречия, борьбу между противоположными
силами и тенденциями Маркс рассматривал как источник и движущую силу
развития. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функ-
ций социального конфликта в социологии. Источник перемен, по Марксу,
находится в самом
обществе, особенно в противоречиях экономической сис-
темы. Маркс в объяснении социальных перемен и социальной структуры
общества исходил из положения о приоритете экономических факторов.
На рубеже XIX–XX вв. в западной социологии постепенно складыва-
лись антипозитивистские установки, которые в противовес естественно-на-
учному объяснению культурно-исторической реальности предложили пони-
мание исторических явлений в обществе.
Основы понимающей социологии
были заложены, в частности, в творчестве Макса Вебера (1864–1920). В его
концепции социального действия осознанное действие индивида придает
этому действию значение и принимает во внимание возможное поведение
других людей. Действие же, о котором индивид не задумывается, не является
социальным. При этом Вебер выделил два типа понимания: первый – пони-
мание через наблюдение,
второй – понимание через объяснение мотивов дей-
ствия. Для полного же причинного объяснения важно определить, чем обус-
ловлены мотивы, побудившие к социальному действию. Так, например, Ве-
бер доказывал, что этнические принципы протестантизма (трудолюбие, береж-
ливость, честность, расчетливость) способствовали развитию капитализма.
В XX в. западная социология претерпела значительную эволюцию
и к настоящему времени представляет
собой сложную систему разнообраз-
ных идей, концепций, теорий и методов.
Появление социологии в России относится к концу 60-х гг. XIX в.
и было связано с традициями постконтовского позитивизма, когда социоло-
гия рассматривалась как естественная наука, использующая все прочие на-
уки для разработки собственных законов социальной статики и социальной
динамики. К началу XX в.
в русской социологии сложились марксистское и
неопозитивистское направления.
Важным этапом в развитии отечественной науки можно считать публи-
кацию двухтомного труда М. М. Ковалевского (1851–1916) «Социология».
Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, Кова-
левский подчеркивал, что она имеет дело со сложным переплетением эконо-
мических, психологических, географических факторов, ни один из
которых
не является определяющим. Поэтому свою задачу он видел в преодолении
односторонних подходов различными социологическими школами и в ин-
теграции всего положительного, достигнутого на основе теории социально-
го прогресса. Эта тенденция синтеза позитивных сторон социологических
школ и направлений стала характерной чертой отечественной социологии на
рубеже веков.
Одним из крупнейших русских социологов XX в. был
П. А. Сорокин
(1889–1968), основная научная деятельность которого прошла, правда, в США.
Сорокин удел ял большое внимание анализу общества, определению крите-
риев социальной дифференциации. Всемирную известность и признание
получила его теория социальной стратификации и социальной мобильности.
В целом российская социология XX в., в отличие от западноевропейс-
ких и американских школ, не имела должного поступательного
развития.
В середине 20-х гг. ее эволюция была насильственно прервана и возрождение
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »