Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Бабенко Н.Г. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

специализированный словарь так и не издан, что имеет свои
объективные причины. Чрезвычайно интересные разработки в этом
направлении принадлежат О. И. .Александровой.17 Так, ею
сформулированы следующие принципы создания словаря
окказионализмов:
1. Словарь должен быть не только толковым, но и
словообразовательным;
2. В словаре в первую очередь должны найти отражение наиболее
продуктивные типы индивидуального
словообразования.
3. В словаре должен быть выяснен вопрос о месте окказионализмов в
языковой системе.
4. В словаре по возможности должны быть отражены общие принципы
функционирования окказионализмов в художественной речи.
5. Словарь должен отражать историю окказионализма (авторство,
время создания, случаи его заимствования и пр.).
В соответствии с этими принципами О.А.Александровой
лексикографически обработан большой фактический материал,
извлеченный из поэтических текстов начала ХХ века. Приведем
несколько наиболее содержательных, на наш взгляд, словарных
статей:
БЕЗДАРЬ - бездарный. Модель 2.1. В значении сказуемого: о ком
или о чем-либо бездарном. То же, что бездарность (“бездарный
человек”).
Не все ли мне равно - я гений Иль заурядная бездарь
... Северянин.
Монументальные пустяки, 1914. Сб.”Викториа региа”).
Рифмуется с окказиональным же словом: бездарь - светозарь.
Звуковой повтор ЗауРЯДная - беЗДАРЬ. Одно из немногочисленных
окказиональных образований, вошедших во всеобщий обиход.
Приводится в АН-4 (имеется в виду МАС - Н.Б.) с пометой прост. и с
примером из Федина. По сравнению с общеупотребительным
словообразовательным синонимом ярче
и энергичнее выражает
экспрессию неодобрения”.18
БЕРЕЗЬ - береза. Модель3.3. Отвлеч.-собират. - Все то, что
свойственно березам, березы как нечто единое, общее (ср. собират.
Березник, березняк).
Только видели березь да цветь, Да ракитник кривой и безлистый...
(Есенин. Низкий дом с голубыми ставнями, 1924).
Россия - Страшный, чудный звон. В деревьях березь, в
цветь -
подснежник... (Он же. Ленин, отрывок из поэмыГуляй-поле”, 1924).
Окказиональное слово создано на базе важного для С.Есенина
образаберезовой Руси”. Безаффиксное существительное, в силу
своей собирательности, приобретает большую обобщающую силу и в
то же время лишено той предметности, которая содержится в
специализированный словарь так и не издан, что имеет свои
объективные причины. Чрезвычайно интересные разработки в этом
направлении принадлежат О.         И. .Александровой.17 Так, ею
сформулированы следующие            принципы создания словаря
окказионализмов:
1. Словарь должен быть не только толковым, но и
словообразовательным;
2. В словаре в первую очередь должны найти отражение наиболее
продуктивные типы индивидуального словообразования.
3. В словаре должен быть выяснен вопрос о месте окказионализмов в
языковой системе.
4. В словаре по возможности должны быть отражены общие принципы
функционирования окказионализмов в художественной речи.
5. Словарь должен отражать историю окказионализма (авторство,
время создания, случаи его заимствования и пр.).
  В соответствии с этими принципами О.А.Александровой
лексикографически обработан большой фактический материал,
извлеченный из поэтических текстов начала ХХ века. Приведем
несколько наиболее содержательных, на наш взгляд, словарных
статей:
  “БЕЗДАРЬ - бездарный. Модель 2.1. В значении сказуемого: о ком
или о чем-либо бездарном. То же, что бездарность (“бездарный
человек”).
  Не все ли мне равно - я гений Иль заурядная бездарь... Северянин.
Монументальные пустяки, 1914. Сб.”Викториа региа”).
  Рифмуется с окказиональным же словом: бездарь - светозарь.
Звуковой повтор ЗауРЯДная - беЗДАРЬ. Одно из немногочисленных
окказиональных образований, вошедших во всеобщий обиход.
Приводится в АН-4 (имеется в виду МАС - Н.Б.) с пометой прост. и с
примером из Федина. По сравнению с общеупотребительным
словообразовательным синонимом ярче и энергичнее выражает
экспрессию неодобрения”.18
  “БЕРЕЗЬ - береза. Модель3.3. Отвлеч.-собират. - Все то, что
свойственно березам, березы как нечто единое, общее (ср. собират.
Березник, березняк).
  Только видели березь да цветь, Да ракитник кривой и безлистый...
(Есенин. Низкий дом с голубыми ставнями, 1924).
  Россия - Страшный, чудный звон. В деревьях березь, в цветь -
подснежник... (Он же. Ленин, отрывок из поэмы “Гуляй-поле”, 1924).
  Окказиональное слово создано на базе важного для С.Есенина
образа “березовой Руси”. Безаффиксное существительное, в силу
своей собирательности, приобретает большую обобщающую силу и в
то же время лишено той предметности, которая содержится в