Составители:
Рубрика:
коннотациями имен прямо зависит от личной культурно-
исторической информированности читателя-исследователя.
Наиболее продуктивно в поэтическом языке окказиональное
словообразование от имен собственных - антропонимов.
Проанализируем некоторые примеры:
Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью, облако, роопсь!
Приведенный отрывок из стихотворения В. Хлебникова изобилует
окказиональными глаголами в форме императива, мотивированными
антропонимами Чингисхан, Заратустра
, Моцарт, Гойя, Роопс.
Причем все выделенные индивидуально-авторские новообразования
составляют смысловой ряд, определяющий всю образную структуру
стихотворения. Общая модальная тональность данного поэтического
текста - метафорически-условный призыв-воззвание, адресованный
персонифицированным явлениям природы - заре, небу, облаку. В
анализируемом примере императивы выражают требование не
конкретного действия, а обретения определенных личностных
качеств, свойств. Адекватное
в доступной степени понимание
самовитых слов В. Хлебникова, которыми поэт пытался поднять
“глухонемые пласты языка”, обеспечивается прежде всего
“ключами” к “шифру”, содержащимися в контексте произведения.
Восприятие стихотворения определяется познанием синтаксиса
текста (как модальной среды функционирования окказионализмов)
в формальном и коммуникативном аспектах. Однозначному
формальному истолкованию синтаксических структур с
окказиональными императивами служит
строка “Шумите, синие
березы”, являющаяся образцом узуального наполнения структурного
типа простого побудительного предложения, осложненного
обращением. Ключом к дешифровке текста в коммуникативном
аспекте является предложение-строка “И, сумрак облака
, будь
Гойя!”, предикативный минимум которого представляет собой
реализацию узуальной синтаксической схемы Cop imp N1, где Cop
imp - служебный глагол быть в форме 2-го л. ед. ч. повелительного
наклонения, N1 - имя собственное в именительном падеже,
называющее объект уподобления. Необходимо отметить
ограниченность применения, даже некоторую архаичность схемы
Cop imp N1 для современного состояния русского литературного
языка. Ведь уже в Х111-ХУ веках
появились первые единичные
коннотациями имен прямо зависит от личной культурно- исторической информированности читателя-исследователя. Наиболее продуктивно в поэтическом языке окказиональное словообразование от имен собственных - антропонимов. Проанализируем некоторые примеры: Усадьба ночью, чингисхань! Шумите, синие березы. Заря ночная, заратустрь! А небо синее, моцарть! И, сумрак облака, будь Гойя! Ты ночью, облако, роопсь! Приведенный отрывок из стихотворения В. Хлебникова изобилует окказиональными глаголами в форме императива, мотивированными антропонимами Чингисхан, Заратустра, Моцарт, Гойя, Роопс. Причем все выделенные индивидуально-авторские новообразования составляют смысловой ряд, определяющий всю образную структуру стихотворения. Общая модальная тональность данного поэтического текста - метафорически-условный призыв-воззвание, адресованный персонифицированным явлениям природы - заре, небу, облаку. В анализируемом примере императивы выражают требование не конкретного действия, а обретения определенных личностных качеств, свойств. Адекватное в доступной степени понимание самовитых слов В. Хлебникова, которыми поэт пытался поднять глухонемые пласты языка, обеспечивается прежде всего ключами к шифру, содержащимися в контексте произведения. Восприятие стихотворения определяется познанием синтаксиса текста (как модальной среды функционирования окказионализмов) в формальном и коммуникативном аспектах. Однозначному формальному истолкованию синтаксических структур с окказиональными императивами служит строка Шумите, синие березы, являющаяся образцом узуального наполнения структурного типа простого побудительного предложения, осложненного обращением. Ключом к дешифровке текста в коммуникативном аспекте является предложение-строка И, сумрак облака, будь Гойя!, предикативный минимум которого представляет собой реализацию узуальной синтаксической схемы Cop imp N1, где Cop imp - служебный глагол быть в форме 2-го л. ед. ч. повелительного наклонения, N1 - имя собственное в именительном падеже, называющее объект уподобления. Необходимо отметить ограниченность применения, даже некоторую архаичность схемы Cop imp N1 для современного состояния русского литературного языка. Ведь уже в Х111-ХУ веках появились первые единичные
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »