Масс-медиа глазами газет. Баканов Р.П. - 249 стр.

UptoLike

Составители: 

249
пропагандиста и организатора» политических движений. Но эта функция
СМИ получает развитие параллельно с превращением периодической печа-
ти в одно из ведущих направлений бизнеса.
Как пишет Пол Джонсон, в начале XIX века пресса «стала новой дина-
мичной силой во всех развитых обществах и задала темп политическим пре-
образованиям». Это было связано с радикальным
технологическим решени-
ем, касавшимся размера тиражей газет: в 1813 году «Таймс» приобрела пер-
вые два паровых печатных станка. Инициатор нововведения Джон Уокер
вынужден был совершить сделку тайноиз-за протестов типографских ра-
бочих, опасавшихся, что новые технологии приведут к сокращению рабочих
мест. Паровые печатные станки могли производить 1 100 листов в час. К
концу десятилетия тиражи популярных изданий достигали 75 тысяч экземп-
ляров. Читатели начали жаловаться на то, что потребление ежедневных но-
востей превращается в зависимость. «Изумительно, – писал в своем дневнике
художник Хэйдон (Haydon) в 1827 году, — до какой степени я пристрастился
к ежедневным новостям, при том, что я знаю о лжи и мимолетных капризах
редакторовСкандал
, который я устраиваю, если мне вовремя не приносят
Таймс”, сильнее, чем если из мясной лавки не прислали обеда».
В конце XVIII века прессу впервые называют частью общественного
устройства. Британский политик и философ Эдмонд Бёрк, по свидетельству
Карлейля[4], заявил, выступая в парламенте, что в нем «есть три власти; но
на пресс-галерее
представлена четвертая власть (The Fourth Estate), более
значительная, чем все они». Со временем пресса предъявила свои претензии
на роль «четвертой власти» в современной демократической конструкции
политического разделения функций между исполнительными органами,
представительной и судебной ветвями власти. Необходимо заметить, что
Бёрк говорил не об этой распространенной на сегодня схеме. The Fourth
Estate того времени скорее точнее было
бы перевести как «четвертое сосло-
вие». Но быстрые политические и экономические перемены в западноевро-
пейских государствах и стремительное развитие института прессы привели
к переосмыслению понятия «четвертая власть» или «четвертое сословие»,
так что уже в первой половине XIX века американский политик Джон Ка-
лоун писал: «Общественное мнение и его органпресса... уже
достигли в
цивилизованных странах такой силы, что ее чувствуют правительства этих
странно это ничто перед тем, каков в будущем будет размах их влия-
ния». В то же время он предупреждал, что «пресса, вместо представления
интересов целого, обычно оказывается органом отдельных групп влияния, а
точнеепартий, из них вырастающих; она оказывается
инструментом в их
руках для контроля за общественным мнением и его изменения во благо
интересов этих групп, а также ведения партийной борьбы». Между тем речь
идет еще только о временах, когда потребление прессы было сравнительно
ограничено национальной элитой соответствующих стран. Тридцатью го-
дами позже лорд Эктон написал: «Власть журналистики... заставляет
людей
действовать не в зависимости от собственных познаний, но от мнений дру-
пропагандиста и организатора» политических движений. Но эта функция
СМИ получает развитие параллельно с превращением периодической печа-
ти в одно из ведущих направлений бизнеса.
     Как пишет Пол Джонсон, в начале XIX века пресса «стала новой дина-
мичной силой во всех развитых обществах и задала темп политическим пре-
образованиям». Это было связано с радикальным технологическим решени-
ем, касавшимся размера тиражей газет: в 1813 году «Таймс» приобрела пер-
вые два паровых печатных станка. Инициатор нововведения Джон Уокер
вынужден был совершить сделку тайно — из-за протестов типографских ра-
бочих, опасавшихся, что новые технологии приведут к сокращению рабочих
мест. Паровые печатные станки могли производить 1 100 листов в час. К
концу десятилетия тиражи популярных изданий достигали 75 тысяч экземп-
ляров. Читатели начали жаловаться на то, что потребление ежедневных но-
востей превращается в зависимость. «Изумительно, – писал в своем дневнике
художник Хэйдон (Haydon) в 1827 году, — до какой степени я пристрастился
к ежедневным новостям, при том, что я знаю о лжи и мимолетных капризах
редакторов… Скандал, который я устраиваю, если мне вовремя не приносят
“Таймс”, сильнее, чем если из мясной лавки не прислали обеда».
     В конце XVIII века прессу впервые называют частью общественного
устройства. Британский политик и философ Эдмонд Бёрк, по свидетельству
Карлейля[4], заявил, выступая в парламенте, что в нем «есть три власти; но
на пресс-галерее представлена четвертая власть (The Fourth Estate), более
значительная, чем все они». Со временем пресса предъявила свои претензии
на роль «четвертой власти» в современной демократической конструкции
политического разделения функций между исполнительными органами,
представительной и судебной ветвями власти. Необходимо заметить, что
Бёрк говорил не об этой распространенной на сегодня схеме. The Fourth
Estate того времени скорее точнее было бы перевести как «четвертое сосло-
вие». Но быстрые политические и экономические перемены в западноевро-
пейских государствах и стремительное развитие института прессы привели
к переосмыслению понятия «четвертая власть» или «четвертое сословие»,
так что уже в первой половине XIX века американский политик Джон Ка-
лоун писал: «Общественное мнение и его орган — пресса... уже достигли в
цивилизованных странах такой силы, что ее чувствуют правительства этих
стран — но это ничто перед тем, каков в будущем будет размах их влия-
ния». В то же время он предупреждал, что «пресса, вместо представления
интересов целого, обычно оказывается органом отдельных групп влияния, а
точнее — партий, из них вырастающих; она оказывается инструментом в их
руках для контроля за общественным мнением и его изменения во благо
интересов этих групп, а также ведения партийной борьбы». Между тем речь
идет еще только о временах, когда потребление прессы было сравнительно
ограничено национальной элитой соответствующих стран. Тридцатью го-
дами позже лорд Эктон написал: «Власть журналистики... заставляет людей
действовать не в зависимости от собственных познаний, но от мнений дру-

                                   249