ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
28
которую он требует, должна принадлежать всем, а та, которую он отрица-
ет, не должна быть доступна никому. Бунт – это не только протест раба
против господина, но протест человека против мира рабов и господ» [2.
С. 340].
А. Камю убежден также в том, что в любых условиях, в любых жиз-
ненных ситуациях человек должен остаться человеком, сохранить свое
достоинство даже в том случае, если условия являются абсурдными, невы-
носимыми с точки зрения здравого смысла. Таков герой мифа Сизиф, ока-
завшийся волею Богов приговоренным к бессмысленному, бесполезному и
тяжкому труду. Сизиф глубоко страдает, понимая в то же время, что судь-
ба – дело рук самого человека, потому что Боги не властны над этим. Та-
ким образом, А. Камю предлагает миф об утверждении самого себя. Чело-
век, понимая и принимая выпавший удел, должен нести бремя жизни, бун-
туя против всех Богов.
Наиболее ярко выразил свое понимание смысла жизни Н.А. Бердяев,
увидев его в творчестве, которое невозможно осуществить несвободному
человеку. Творчество – это назначение человека на земле. Это просветле-
ние и преобразование мира. Реализуя себя в творчестве, считал
Н.А. Бердяев, человек имеет возможность вырваться из рабского состоя-
ния мира к свободному обществу. Иначе невозможно, ибо «из рабских душ
нельзя создать свободное общество».
А что такое творчество? Не является ли оно уделом избранных, от
природы одаренных талантом художников, поэтов, музыкантов? Вовсе нет.
Творчество есть созидание нового, поэтому творческой может быть жизнь
любого человека, отдающегося целиком делу, которому посвятил свою
жизнь. В этом случае можно говорить о самотворчестве, а оно возможно,
если человек живет не только внешней жизнью, но и заглядывает внутрь
себя, ищет и находит там возможности самовыражения.
Вопрос о смысле жизни актуализируется в связи с неотвратимостью
смерти, осознанием конечности земного существования человека. Жизнь и
смерть – два полюса бытия человека, которые лишь на первый взгляд аб-
солютно противостоят друг другу. В действительности же неизбежность
смерти помогает выявить главное содержание и цель жизни. Понимание
кратковременности своего пребывания на земле способствует самосовер-
шенствованию, самореализации человека, внутреннему его развитию, а че-
рез него – созиданию всего культурного мира.
Тема смерти ввиду своей непривлекательности нередко является ли-
бо запретной для обсуждения, либо связывается с мистикой и суевериями.
В глубокой древности, еще на уровне мифологического сознания пробу-
дился интерес к вопросу смерти-бессмертия, вечности или смертности ду-
ши. Идея бессмертия широко представлена в русской религиозной фило-
софии в различных ракурсах. Так, у В.С. Соловьева обретение подлинной
человечности связывается с достижением вечной жизни, которое осущест-
28 которую он требует, должна принадлежать всем, а та, которую он отрица- ет, не должна быть доступна никому. Бунт – это не только протест раба против господина, но протест человека против мира рабов и господ» [2. С. 340]. А. Камю убежден также в том, что в любых условиях, в любых жиз- ненных ситуациях человек должен остаться человеком, сохранить свое достоинство даже в том случае, если условия являются абсурдными, невы- носимыми с точки зрения здравого смысла. Таков герой мифа Сизиф, ока- завшийся волею Богов приговоренным к бессмысленному, бесполезному и тяжкому труду. Сизиф глубоко страдает, понимая в то же время, что судь- ба – дело рук самого человека, потому что Боги не властны над этим. Та- ким образом, А. Камю предлагает миф об утверждении самого себя. Чело- век, понимая и принимая выпавший удел, должен нести бремя жизни, бун- туя против всех Богов. Наиболее ярко выразил свое понимание смысла жизни Н.А. Бердяев, увидев его в творчестве, которое невозможно осуществить несвободному человеку. Творчество – это назначение человека на земле. Это просветле- ние и преобразование мира. Реализуя себя в творчестве, считал Н.А. Бердяев, человек имеет возможность вырваться из рабского состоя- ния мира к свободному обществу. Иначе невозможно, ибо «из рабских душ нельзя создать свободное общество». А что такое творчество? Не является ли оно уделом избранных, от природы одаренных талантом художников, поэтов, музыкантов? Вовсе нет. Творчество есть созидание нового, поэтому творческой может быть жизнь любого человека, отдающегося целиком делу, которому посвятил свою жизнь. В этом случае можно говорить о самотворчестве, а оно возможно, если человек живет не только внешней жизнью, но и заглядывает внутрь себя, ищет и находит там возможности самовыражения. Вопрос о смысле жизни актуализируется в связи с неотвратимостью смерти, осознанием конечности земного существования человека. Жизнь и смерть – два полюса бытия человека, которые лишь на первый взгляд аб- солютно противостоят друг другу. В действительности же неизбежность смерти помогает выявить главное содержание и цель жизни. Понимание кратковременности своего пребывания на земле способствует самосовер- шенствованию, самореализации человека, внутреннему его развитию, а че- рез него – созиданию всего культурного мира. Тема смерти ввиду своей непривлекательности нередко является ли- бо запретной для обсуждения, либо связывается с мистикой и суевериями. В глубокой древности, еще на уровне мифологического сознания пробу- дился интерес к вопросу смерти-бессмертия, вечности или смертности ду- ши. Идея бессмертия широко представлена в русской религиозной фило- софии в различных ракурсах. Так, у В.С. Соловьева обретение подлинной человечности связывается с достижением вечной жизни, которое осущест-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- …
- следующая ›
- последняя »