ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
29
вляется в богочеловеческом процессе. Но процесс этот предполагает ду-
ховно-нравственную активность самого человека. Другой религиозный
мыслитель, Н.Ф. Федоров, свое отрицание смерти выразил через идею вос-
крешения мертвых. Мистический элемент этой идеи не умаляет ее гумани-
стической составляющей: идея бессмертия, по мнению Н.Ф. Федорова, не
только вносит гармонию в отношения человека и природы, но и выражает
вечность всего человечества как рода.
Смерть как финал человеческой жизни, как явление имеет различные
аспекты: социальный, нравственный, экзистенциальный. Научное миро-
воззрение, как известно, дает однозначный ответ на вопрос: есть ли жизнь
после смерти? Земная жизнь, увы, имеет пределы, и другого ответа в обо-
зримом будущем не предвидится. Вопросы старения, детской смертности,
сокращения продолжительности жизни имеют в своем основании социаль-
но-экономический аспект, обусловленный в значительной степени уровнем
развития современной цивилизации. Научно-технический прогресс носит
противоречивый характер, в связи с чем встают новые вопросы, связанные
с продолжением жизни, победой над тяжкими недугами, регулированием
рождаемости. Во многом именно этим объясняются усилия, предприни-
маемые наукой для разработки биомедицинских проблем: старения, про-
дления сроков жизни, преодоления генетических заболеваний.
Одна из характеристик экзистенциального переживания смерти –
страх перед ней. Об этом когда-то писал Эпикур, советуя, при встрече со
смертью призвать на помощь разум. Философ призывал не бояться смерти и
наслаждаться жизнью, поскольку смерть отсутствует пока мы живы и появ-
ляется, когда нас уже нет. Смерть, воспринимаемая как естественный про-
цесс старения, а не как одномоментный акт, генетически запрограммирова-
на, но тем не менее порождает желание отдалить ее конец. В этой связи по-
являются различного рода попытки выразить свое отношение к этому про-
цессу, в том числе и к преодолению страха смерти, в теоретическом, либо
практическом аспекте. Так, русский ученый И.И. Мечников (1845- 1916)
был убежден в том, что ни религия, ни философия не дали удовлетвори-
тельного решения проблемы смерти, науке же это, безусловно, доступно. По
мнению И.И. Мечникова, человек не доживает до своей естественной смер-
ти, поскольку продолжительность жизни возможна до 140 и более лет. В
связи с этим старость должна приобрести нормальный, а не «патологиче-
ский характер», и смерть тогда не будет казаться человеку ужасной трагеди-
ей. На смену страху смерти придет удовлетворение жизнью.
Наиболее драматична нравственная сторона смерти. Смерть человека,
разумеется, невосполнимая потеря для близких, кроме того, она высвечива-
ет факт неизбежности собственной смерти. Один из серьезных вопросов –
право на «легкую» смерть (эвтаназия). Здесь сталкиваются противополож-
ные позиции: с одной стороны, право личности на свободу распоряжаться
своей собственной жизнью, с другой, – нормы, принятые в обществе, тра-
29 вляется в богочеловеческом процессе. Но процесс этот предполагает ду- ховно-нравственную активность самого человека. Другой религиозный мыслитель, Н.Ф. Федоров, свое отрицание смерти выразил через идею вос- крешения мертвых. Мистический элемент этой идеи не умаляет ее гумани- стической составляющей: идея бессмертия, по мнению Н.Ф. Федорова, не только вносит гармонию в отношения человека и природы, но и выражает вечность всего человечества как рода. Смерть как финал человеческой жизни, как явление имеет различные аспекты: социальный, нравственный, экзистенциальный. Научное миро- воззрение, как известно, дает однозначный ответ на вопрос: есть ли жизнь после смерти? Земная жизнь, увы, имеет пределы, и другого ответа в обо- зримом будущем не предвидится. Вопросы старения, детской смертности, сокращения продолжительности жизни имеют в своем основании социаль- но-экономический аспект, обусловленный в значительной степени уровнем развития современной цивилизации. Научно-технический прогресс носит противоречивый характер, в связи с чем встают новые вопросы, связанные с продолжением жизни, победой над тяжкими недугами, регулированием рождаемости. Во многом именно этим объясняются усилия, предприни- маемые наукой для разработки биомедицинских проблем: старения, про- дления сроков жизни, преодоления генетических заболеваний. Одна из характеристик экзистенциального переживания смерти – страх перед ней. Об этом когда-то писал Эпикур, советуя, при встрече со смертью призвать на помощь разум. Философ призывал не бояться смерти и наслаждаться жизнью, поскольку смерть отсутствует пока мы живы и появ- ляется, когда нас уже нет. Смерть, воспринимаемая как естественный про- цесс старения, а не как одномоментный акт, генетически запрограммирова- на, но тем не менее порождает желание отдалить ее конец. В этой связи по- являются различного рода попытки выразить свое отношение к этому про- цессу, в том числе и к преодолению страха смерти, в теоретическом, либо практическом аспекте. Так, русский ученый И.И. Мечников (1845- 1916) был убежден в том, что ни религия, ни философия не дали удовлетвори- тельного решения проблемы смерти, науке же это, безусловно, доступно. По мнению И.И. Мечникова, человек не доживает до своей естественной смер- ти, поскольку продолжительность жизни возможна до 140 и более лет. В связи с этим старость должна приобрести нормальный, а не «патологиче- ский характер», и смерть тогда не будет казаться человеку ужасной трагеди- ей. На смену страху смерти придет удовлетворение жизнью. Наиболее драматична нравственная сторона смерти. Смерть человека, разумеется, невосполнимая потеря для близких, кроме того, она высвечива- ет факт неизбежности собственной смерти. Один из серьезных вопросов – право на «легкую» смерть (эвтаназия). Здесь сталкиваются противополож- ные позиции: с одной стороны, право личности на свободу распоряжаться своей собственной жизнью, с другой, – нормы, принятые в обществе, тра-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- …
- следующая ›
- последняя »