Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 27 стр.

UptoLike

Рубрика: 

27
прос о нравственном смысле человеческой жизни, ее духовных основаниях.
Э. Фромм (1900-1980) известный западный философ, размышляя
над вопросом о смысле жизни, анализирует две модели человеческого су-
ществования иметь (обладать) или быть, т.е. реализовать себя в творче-
стве. Положение людей, ориентированных на обладание, несмотря на
удовлетворение, которое они от этого получают, весьма ненадежно прежде
всего потому, что они зависят от того, что имеют, будь то деньги, престиж
или имущество. Таких людей постоянно сопровождает страх в любую ми-
нуту потерять все. Иное положение, по мнению Э. Фромма, если человек
ориентирован на бытие, реализацию себя в творчестве, творческой дея-
тельности. В этом случае сущностные силы человека принадлежат ему са-
мому, их реализация зависит от самого человека. Более того, все важней-
шие жизненные потенции способность мыслить и любить, заниматься
интеллектуальным и художественным творчеством возрастают в течение
жизни по мере их реализации. Единственная опасность это недостаточно
сильная вера в себя и в жизнь, а также потеря свободы распоряжаться сво-
ей собственной судьбой.
Один из видных представителей западной психологии В. Франкл
(1905-1997) убежден, что смысл жизни не дан человеку в готовом виде, его
нужно найти в этой жизни, а найдя, принять решение и реализовать.
Именно так поступают здравомыслящие люди, поскольку вера человека в
осмысленность своего существования и есть тот духовный стержень, кото-
рый делает человека личностью, а его отсутствие создает тот, по выраже-
нию В. Франкла, «экзистенциальный вакуум», который не только порож-
дает личностный психологический дискомфорт, но и становится причиной
серьезных душевных потрясений, глубокого нравственного кризиса.
Утрата человеком жизненного смысла, ощущение бессмысленности
существования нередко означают настоящее крушение человеческой жиз-
ни, потерю всякой надежды на изменение ситуации в лучшую сторону, не-
возможность в этих условиях сохранить человеческое достоинство. Кто
виноват в этом? С точки зрения французского экзистенциалиста А. Камю,
в этом повинен сам человек, оказавшийся, правда, в условиях абсурдного
бытия. Каким видит А. Камю путь преодоления этого абсурда? Ответ та-
ков: бунт, но бунт метафизический, не означающий безграничной свободы
убивать, мстить, карать. Этот бунт есть борьба за свое человеческое досто-
инство, человеческие условия существования. Это бунт во имя высших
идеалов Истины, Добра, Красоты, Любви, Свободы. Бунт, по мнению
А. Камю, есть важное измерение человека, это способ его бытия. Человек
должен утверждать себя, неся бремя жизни, не смиряясь с ним, протестуя
и бунтуя, поскольку подлинное существование есть нонконформизм. В од-
ной из своих работ А. Камю пишет: «Бунтарь, разумеется, требует извест-
ной свободы для себя самого, но, оставаясь последовательным, он никогда
не посягает на жизнь и свободу другого. Он никого не унижает. Свобода,
                                   27
прос о нравственном смысле человеческой жизни, ее духовных основаниях.
      Э. Фромм (1900-1980) – известный западный философ, размышляя
над вопросом о смысле жизни, анализирует две модели человеческого су-
ществования – иметь (обладать) или быть, т.е. реализовать себя в творче-
стве. Положение людей, ориентированных на обладание, несмотря на
удовлетворение, которое они от этого получают, весьма ненадежно прежде
всего потому, что они зависят от того, что имеют, будь то деньги, престиж
или имущество. Таких людей постоянно сопровождает страх в любую ми-
нуту потерять все. Иное положение, по мнению Э. Фромма, если человек
ориентирован на бытие, реализацию себя в творчестве, творческой дея-
тельности. В этом случае сущностные силы человека принадлежат ему са-
мому, их реализация зависит от самого человека. Более того, все важней-
шие жизненные потенции – способность мыслить и любить, заниматься
интеллектуальным и художественным творчеством возрастают в течение
жизни по мере их реализации. Единственная опасность – это недостаточно
сильная вера в себя и в жизнь, а также потеря свободы распоряжаться сво-
ей собственной судьбой.
      Один из видных представителей западной психологии В. Франкл
(1905-1997) убежден, что смысл жизни не дан человеку в готовом виде, его
нужно найти в этой жизни, а найдя, принять решение и реализовать.
Именно так поступают здравомыслящие люди, поскольку вера человека в
осмысленность своего существования и есть тот духовный стержень, кото-
рый делает человека личностью, а его отсутствие создает тот, по выраже-
нию В. Франкла, «экзистенциальный вакуум», который не только порож-
дает личностный психологический дискомфорт, но и становится причиной
серьезных душевных потрясений, глубокого нравственного кризиса.
      Утрата человеком жизненного смысла, ощущение бессмысленности
существования нередко означают настоящее крушение человеческой жиз-
ни, потерю всякой надежды на изменение ситуации в лучшую сторону, не-
возможность в этих условиях сохранить человеческое достоинство. Кто
виноват в этом? С точки зрения французского экзистенциалиста А. Камю,
в этом повинен сам человек, оказавшийся, правда, в условиях абсурдного
бытия. Каким видит А. Камю путь преодоления этого абсурда? Ответ та-
ков: бунт, но бунт метафизический, не означающий безграничной свободы
убивать, мстить, карать. Этот бунт есть борьба за свое человеческое досто-
инство, человеческие условия существования. Это бунт во имя высших
идеалов – Истины, Добра, Красоты, Любви, Свободы. Бунт, по мнению
А. Камю, есть важное измерение человека, это способ его бытия. Человек
должен утверждать себя, неся бремя жизни, не смиряясь с ним, протестуя
и бунтуя, поскольку подлинное существование есть нонконформизм. В од-
ной из своих работ А. Камю пишет: «Бунтарь, разумеется, требует извест-
ной свободы для себя самого, но, оставаясь последовательным, он никогда
не посягает на жизнь и свободу другого. Он никого не унижает. Свобода,