Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 26 стр.

UptoLike

Рубрика: 

26
огромные трудности в понимании связи мирового разума и обычного че-
ловеческого сознания. Это ограничивало сущностное понимание человека,
но вместе с тем подчеркивало тот факт, что основной формой сущностного
познания человека была и остается наука, возможности которой ограниче-
ны. Однако, веря в науку, признавая ее значимость, нельзя не принимать
во внимание тот факт, что наука ориентирована на познание общего, необ-
ходимого, рационального, а человеческая личность индивидуальна и во
многом иррациональна. Это ставит предел возможностям научного выра-
жения индивидуальной сущности человека и делает необходимым переход
к иным формам постижения бытия человека исследованию всего много-
образия действительного существования конкретного, реального человека.
Осознавая ограниченность сущностного познания человека, филосо-
фия уже давно стремится прорваться через сущностную абстракцию «че-
ловека вообще» к действительной человеческой личности, живущей в ре-
альном мире, индивидуально с ним взаимодействующей и в своей повсе-
дневной жизнедеятельности испытывающей заботы, страхи, тревоги, на-
дежды, страдания, скуку и прочие неисчерпаемые в своем многообразии
состояния, совокупность которых образует то, что называется жизнью, бы-
тием, существованием конкретной человеческой личности.
Попытки подойти к проблеме человека с позиции существования
предпринимались практически на протяжении всего периода бытия фило-
софии. Они имели место и в христианской антропологии, присутствовали
во взглядах на человека у таких мыслителей, как Августин (354-430), в фи-
лософии Нового времени Б. Паскаль (1623-1662), в XIX-XX вв.
Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.-П. Сартр (1905-1980), А. Камю
(1913-1960) и др.
Одна из важнейших проблем человеческого существования поиски
смысла жизни. Вопросы: во имя чего, для чего надо жить рано или поздно
встают перед каждым человеком. Не всегда, однако, на эти вопросы можно
дать убедительный ответ, и вполне естественно, что ответы эти весьма
разнообразны. Анализ различных точек зрения на проблему не только сви-
детельствует о многообразии подходов к теме, но и добавляет новые грани
к пониманию смысла жизни.
Особо в этом плане следует выделить русскую философию XIX-XX
вв. Необычайно высок нравственный пафос русской философии этого пе-
риода, она обращена к анализу нравственных принципов, определяющих
предназначение человека, смысл его жизни. Вопрос «для чего жить?» пре-
дельно обострен у Ф.М. Достоевского (1821-1881), этим вопросом мучаются
его герои. В одной из своих работ писатель выразил твердое убеждение в
том, что без ясного представления, для чего ему жить, «человек скорее ис-
требит себя, чем останется на земле…». Вопрос этот у Ф.М. Достоевского
напрямую связан с другим каковы пути и средства достижения более со-
вершенного общества, имеет ли, таким образом, существенное значение во-
                                   26
огромные трудности в понимании связи мирового разума и обычного че-
ловеческого сознания. Это ограничивало сущностное понимание человека,
но вместе с тем подчеркивало тот факт, что основной формой сущностного
познания человека была и остается наука, возможности которой ограниче-
ны. Однако, веря в науку, признавая ее значимость, нельзя не принимать
во внимание тот факт, что наука ориентирована на познание общего, необ-
ходимого, рационального, а человеческая личность индивидуальна и во
многом иррациональна. Это ставит предел возможностям научного выра-
жения индивидуальной сущности человека и делает необходимым переход
к иным формам постижения бытия человека – исследованию всего много-
образия действительного существования конкретного, реального человека.
      Осознавая ограниченность сущностного познания человека, филосо-
фия уже давно стремится прорваться через сущностную абстракцию «че-
ловека вообще» к действительной человеческой личности, живущей в ре-
альном мире, индивидуально с ним взаимодействующей и в своей повсе-
дневной жизнедеятельности испытывающей заботы, страхи, тревоги, на-
дежды, страдания, скуку и прочие неисчерпаемые в своем многообразии
состояния, совокупность которых образует то, что называется жизнью, бы-
тием, существованием конкретной человеческой личности.
      Попытки подойти к проблеме человека с позиции существования
предпринимались практически на протяжении всего периода бытия фило-
софии. Они имели место и в христианской антропологии, присутствовали
во взглядах на человека у таких мыслителей, как Августин (354-430), в фи-
лософии Нового времени – Б. Паскаль (1623-1662), в XIX-XX вв. –
Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.-П. Сартр (1905-1980), А. Камю
(1913-1960) и др.
      Одна из важнейших проблем человеческого существования – поиски
смысла жизни. Вопросы: во имя чего, для чего надо жить рано или поздно
встают перед каждым человеком. Не всегда, однако, на эти вопросы можно
дать убедительный ответ, и вполне естественно, что ответы эти весьма
разнообразны. Анализ различных точек зрения на проблему не только сви-
детельствует о многообразии подходов к теме, но и добавляет новые грани
к пониманию смысла жизни.
      Особо в этом плане следует выделить русскую философию XIX-XX
вв. Необычайно высок нравственный пафос русской философии этого пе-
риода, она обращена к анализу нравственных принципов, определяющих
предназначение человека, смысл его жизни. Вопрос «для чего жить?» пре-
дельно обострен у Ф.М. Достоевского (1821-1881), этим вопросом мучаются
его герои. В одной из своих работ писатель выразил твердое убеждение в
том, что без ясного представления, для чего ему жить, «человек скорее ис-
требит себя, чем останется на земле…». Вопрос этот у Ф.М. Достоевского
напрямую связан с другим – каковы пути и средства достижения более со-
вершенного общества, имеет ли, таким образом, существенное значение во-