Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 25 стр.

UptoLike

Рубрика: 

25
ха, надежды, веры, сомнения, упорства реакция на неизвестное вырабаты-
вается спонтанно, волевое действие нельзя назвать разумным, но как раз в
таких действиях личность, освобождаясь от обстоятельств, реализует себя,
творит свою судьбу. Через свободное выражение и осуществление лично-
стного «я» утверждается истинно человеческая форма существования.
Важным элементом нравственного самосовершенствования лично-
сти является вера в себя, как своего рода психологическая установка, осно-
ванная на личном опыте. Вера, уверенность в себе помогает преодолеть
разрыв между словом и делом, это есть способ самооценки собственных
мыслей и целей. С этим также связан и процесс саморегуляции, коррекции
самооценки, что способствует настройке на решение тех или иных задач.
Конечно, духовность не возникает на пустом месте. Ее корни, тесно
переплетенные с духовной жизнью человека миром его чувств, психиче-
ским укладом, целостностью чувственного восприятия мира, имеют соци-
ально-культурную природу. Духовность нельзя воспитать, «привить», как
делают прививку, минуя усилия самого человека. Она есть результат само-
деятельности человека, его творческих возможностей. Антиподом является
бездуховность, т.е. неразвитость души, чувственных переживаний, замена
чувств жизненными влечениями, бедность сферы ценностных ориентаций,
либо их умозрительное восприятие, не примененное к реальной практике.
Порой о том или ином человеке говорят, что он влачит «растительное су-
ществование», имея в виду его духовную бедность, либо даже нищету, ог-
раниченность интересов, неразвитость духовных потребностей. В совре-
менной молодежной культуре есть такие тенденции, когда в псевдокуль-
турном поведении эксплуатируется энергия чувств, ведь бездуховность
не только характеристика сознания, но и ее выражение в практике.
Экзистенциальные характеристики бытия человека:
самоценность человеческой жизни и ее смысл, смерть
и бессмертие. Философские проблемы биоэтики
Размышляя о сущности человека как представителе рода, о духовно-
сти, мы должны усвоить, что в данном случае речь идет не о конкретном
человеке и только ему принадлежащей сущности, но об абстракциях
«дух», «разум», «человек вообще». Подмена понятий, к примеру, «человек
вообще» конкретным человеком чревата опасностью искажения смысла.
Такие искажения имели место, например, в философии Гегеля, где отрыв
«духа», «разума» от реального человека превратил его в самостоятельную
внечеловеческую сущность, мировой разум, в результате хитросплетений
которого («хитрости мирового разума») человек утратил свободу.
Объективная, идеальная основа мира при помощи умозрительных
построений Гегеля мировая идея, у Шопенгауэра мировая воля) по-
могала решать проблему объективно-истинного познания, но и создавала
                                   25
ха, надежды, веры, сомнения, упорства реакция на неизвестное вырабаты-
вается спонтанно, волевое действие нельзя назвать разумным, но как раз в
таких действиях личность, освобождаясь от обстоятельств, реализует себя,
творит свою судьбу. Через свободное выражение и осуществление лично-
стного «я» утверждается истинно человеческая форма существования.
      Важным элементом нравственного самосовершенствования лично-
сти является вера в себя, как своего рода психологическая установка, осно-
ванная на личном опыте. Вера, уверенность в себе помогает преодолеть
разрыв между словом и делом, это есть способ самооценки собственных
мыслей и целей. С этим также связан и процесс саморегуляции, коррекции
самооценки, что способствует настройке на решение тех или иных задач.
      Конечно, духовность не возникает на пустом месте. Ее корни, тесно
переплетенные с духовной жизнью человека – миром его чувств, психиче-
ским укладом, целостностью чувственного восприятия мира, имеют соци-
ально-культурную природу. Духовность нельзя воспитать, «привить», как
делают прививку, минуя усилия самого человека. Она есть результат само-
деятельности человека, его творческих возможностей. Антиподом является
бездуховность, т.е. неразвитость души, чувственных переживаний, замена
чувств жизненными влечениями, бедность сферы ценностных ориентаций,
либо их умозрительное восприятие, не примененное к реальной практике.
Порой о том или ином человеке говорят, что он влачит «растительное су-
ществование», имея в виду его духовную бедность, либо даже нищету, ог-
раниченность интересов, неразвитость духовных потребностей. В совре-
менной молодежной культуре есть такие тенденции, когда в псевдокуль-
турном поведении эксплуатируется энергия чувств, ведь бездуховность –
не только характеристика сознания, но и ее выражение в практике.

        Экзистенциальные характеристики бытия человека:
        самоценность человеческой жизни и ее смысл, смерть
           и бессмертие. Философские проблемы биоэтики

      Размышляя о сущности человека как представителе рода, о духовно-
сти, мы должны усвоить, что в данном случае речь идет не о конкретном
человеке и только ему принадлежащей сущности, но об абстракциях –
«дух», «разум», «человек вообще». Подмена понятий, к примеру, «человек
вообще» конкретным человеком чревата опасностью искажения смысла.
Такие искажения имели место, например, в философии Гегеля, где отрыв
«духа», «разума» от реального человека превратил его в самостоятельную
внечеловеческую сущность, мировой разум, в результате хитросплетений
которого («хитрости мирового разума») человек утратил свободу.
      Объективная, идеальная основа мира при помощи умозрительных
построений (у Гегеля – мировая идея, у Шопенгауэра – мировая воля) по-
могала решать проблему объективно-истинного познания, но и создавала