Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 23 стр.

UptoLike

Рубрика: 

23
зидать себя в творчестве. В этом его назначение.
Подведем итоги. Биологическая составляющая человека это то, что
роднит его с животным миром, несмотря на значительные отличия, обу-
словленные человеческой социальностью. Биосоциальная природа челове-
ка является базисной основой, определяющей уникальное существование
человека, его духовное бытие, духовность. Таким образом, исследование
биосоциальной природы человека, его духовной сущности позволяют сде-
лать вывод о неразрывной связи трех важнейших составляющих человека:
его природного, социального начал и духовно-сущностного содержания.
Духовное содержание человеческого бытия
Человека и животное роднит их психофизическая организация, но
разъединяет социальное и духовное. Каково же содержание понятия «ду-
ховность», в чем состоит смысл духовности человеческого бытия? И что
же такое бездуховность? Высокая духовность предполагает соответст-
вующий уровень развития ценностных ориентаций личности, их воплоще-
ние в реальной практике. Духовность это прежде всего творческое нача-
ло в человеке, это культура чувств, человеческих переживаний, это, конеч-
но, накопление, «взращивание» нравственных качеств, нравственное со-
вершенствование.
Наиболее значимой характеристикой духовности является свобода и
неразрывно связанная с ней ответственность. Представление о свободе ду-
ха, отличающей человека от всего живого на земле, было глубоко прорабо-
тано уже в христианской антропологии, где оно играло ключевую роль в
догмате первородного греха, в признании ответственности людей за свои
деяния и возможности нравственного совершенствования. Фундаменталь-
ное философское обоснование идея свободы духа, как высшей ценности
человека, получила в философских учениях И. Канта (1724-1804), И.-
Г. Фихте (1762-1814), Г.-В.-Ф. Гегеля (1770-1831), А. Шопенгауэра (1788-
1860). В их наследии нашла неоднозначное решение, пожалуй, одна из са-
мых сложных проблем свободы духа соотношение свободы и интеллекта,
иррациональности и рациональности.
Потребность в духовной свободе глубоко заложена в человеке, она
связана с самой его сутью как существа мыслящего, деятельного, реали-
зующего себя посредством волевых решений. Духовная свобода, или внут-
ренняя свобода, избирательная и согласованная активность сознания, во-
ли и нравственных сил человека в процессе его целесообразной деятельно-
сти, это возможность самостоятельно осуществлять выбор, принять реше-
ние и воплотить его в жизнь. Но можно ли говорить об абсолютной авто-
номности сознания? Человек, конечно, не свободен от условий, в которых
он оказался, но он свободен занять ту или иную позицию по отношению к
этим условиям, решить для себя уступает он этим условиям или нет.
                                   23
зидать себя в творчестве. В этом его назначение.
      Подведем итоги. Биологическая составляющая человека – это то, что
роднит его с животным миром, несмотря на значительные отличия, обу-
словленные человеческой социальностью. Биосоциальная природа челове-
ка является базисной основой, определяющей уникальное существование
человека, его духовное бытие, духовность. Таким образом, исследование
биосоциальной природы человека, его духовной сущности позволяют сде-
лать вывод о неразрывной связи трех важнейших составляющих человека:
его природного, социального начал и духовно-сущностного содержания.

              Духовное содержание человеческого бытия

      Человека и животное роднит их психофизическая организация, но
разъединяет социальное и духовное. Каково же содержание понятия «ду-
ховность», в чем состоит смысл духовности человеческого бытия? И что
же такое бездуховность? Высокая духовность предполагает соответст-
вующий уровень развития ценностных ориентаций личности, их воплоще-
ние в реальной практике. Духовность – это прежде всего творческое нача-
ло в человеке, это культура чувств, человеческих переживаний, это, конеч-
но, накопление, «взращивание» нравственных качеств, нравственное со-
вершенствование.
      Наиболее значимой характеристикой духовности является свобода и
неразрывно связанная с ней ответственность. Представление о свободе ду-
ха, отличающей человека от всего живого на земле, было глубоко прорабо-
тано уже в христианской антропологии, где оно играло ключевую роль в
догмате первородного греха, в признании ответственности людей за свои
деяния и возможности нравственного совершенствования. Фундаменталь-
ное философское обоснование идея свободы духа, как высшей ценности
человека, получила в философских учениях И. Канта (1724-1804), И.-
Г. Фихте (1762-1814), Г.-В.-Ф. Гегеля (1770-1831), А. Шопенгауэра (1788-
1860). В их наследии нашла неоднозначное решение, пожалуй, одна из са-
мых сложных проблем свободы духа – соотношение свободы и интеллекта,
иррациональности и рациональности.
      Потребность в духовной свободе глубоко заложена в человеке, она
связана с самой его сутью как существа мыслящего, деятельного, реали-
зующего себя посредством волевых решений. Духовная свобода, или внут-
ренняя свобода, – избирательная и согласованная активность сознания, во-
ли и нравственных сил человека в процессе его целесообразной деятельно-
сти, это возможность самостоятельно осуществлять выбор, принять реше-
ние и воплотить его в жизнь. Но можно ли говорить об абсолютной авто-
номности сознания? Человек, конечно, не свободен от условий, в которых
он оказался, но он свободен занять ту или иную позицию по отношению к
этим условиям, решить для себя – уступает он этим условиям или нет.