ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
22
чение роли социального начала, что с неизбежностью приводит к недо-
оценке биологического, к представлению о том, что природное есть нечто
второстепенное, несущественное, присутствующее в социальном в «сня-
том виде». Известная переоценка социального момента в человеческой
природе была присуща социальной практике советского периода. Цель
общества – сформировать нового человека, человека будущего, в значи-
тельной мере предполагала использование различных средств обществен-
ного воздействия для создания определенного типа человека с присущими
ему характерными чертами. Задача эта решалась нередко на пределе чело-
веческих возможностей.
Размышления о биосоциальности человека, о его принадлежности к
природному и социальному мирам еще не дает полного ответа на вопрос о
том, что же такое сущность человека, т.е. то специфически человеческое,
что никоим образом не пересекается с животным миром. Понятие «сущ-
ность» получило в литературе различную интерпретацию, его смысл за-
ключается в том, что человеческий разум не ограничивается лишь внеш-
ним миром, доступным непосредственному восприятию, а стремится по-
знать внутреннее, скрытое содержание вещей, выразить своими средства-
ми общие, необходимые (существенные), устойчивые свойства и отноше-
ния. Сущностный подход в познании человека сводился к тому, чтобы по-
средством понятия «человек» выразить наиболее характерные его призна-
ки как представителя рода. Родовые признаки – общие для всех людей, они
объединяют их и одновременно отличают человеческий род от всех пред-
метов природы и животного мира.
Сущностный подход в познании человека является традиционным.
Только на этом пути приобретается объективное знание о человеке, зна-
ние, соответствующее тому, чем является человек на самом деле.
Человек обладает уникальной способностью мыслить, способно-
стью, благодаря которой существует его духовный мир, духовная жизнь.
Основоположник современной философской антропологии немецкий фи-
лософ М. Шелер (1874-1928) назвал решающим свойством человека, со-
ставляющим его сущность, «дух», «духовность». Конечно, понятие «дух»
можно соотнести с понятием «разум». Еще древние греки отстаивали
принцип разумности человека, определяющий его отличие от животного.
Но М. Шелер трактует понятие «дух» более широко, включая в него не
только разум в качестве важнейшей составляющей, но также и разнообраз-
ные сложные эмоциональные и волевые акты.
Русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), отмечая множественный
состав человека, выделял в нем в качестве главного, стержневого то, что
поднимает человека над собой, то, что выше человека – это человеческий
дух, духовность. Ослабление духовности, утрата центра, по мнению
Н.А. Бердяева, ведет к разложению личности, ее распадению. Дух есть
прежде всего свобода, творчество, поэтому человек призван постоянно со-
22 чение роли социального начала, что с неизбежностью приводит к недо- оценке биологического, к представлению о том, что природное есть нечто второстепенное, несущественное, присутствующее в социальном в «сня- том виде». Известная переоценка социального момента в человеческой природе была присуща социальной практике советского периода. Цель общества – сформировать нового человека, человека будущего, в значи- тельной мере предполагала использование различных средств обществен- ного воздействия для создания определенного типа человека с присущими ему характерными чертами. Задача эта решалась нередко на пределе чело- веческих возможностей. Размышления о биосоциальности человека, о его принадлежности к природному и социальному мирам еще не дает полного ответа на вопрос о том, что же такое сущность человека, т.е. то специфически человеческое, что никоим образом не пересекается с животным миром. Понятие «сущ- ность» получило в литературе различную интерпретацию, его смысл за- ключается в том, что человеческий разум не ограничивается лишь внеш- ним миром, доступным непосредственному восприятию, а стремится по- знать внутреннее, скрытое содержание вещей, выразить своими средства- ми общие, необходимые (существенные), устойчивые свойства и отноше- ния. Сущностный подход в познании человека сводился к тому, чтобы по- средством понятия «человек» выразить наиболее характерные его призна- ки как представителя рода. Родовые признаки – общие для всех людей, они объединяют их и одновременно отличают человеческий род от всех пред- метов природы и животного мира. Сущностный подход в познании человека является традиционным. Только на этом пути приобретается объективное знание о человеке, зна- ние, соответствующее тому, чем является человек на самом деле. Человек обладает уникальной способностью мыслить, способно- стью, благодаря которой существует его духовный мир, духовная жизнь. Основоположник современной философской антропологии немецкий фи- лософ М. Шелер (1874-1928) назвал решающим свойством человека, со- ставляющим его сущность, «дух», «духовность». Конечно, понятие «дух» можно соотнести с понятием «разум». Еще древние греки отстаивали принцип разумности человека, определяющий его отличие от животного. Но М. Шелер трактует понятие «дух» более широко, включая в него не только разум в качестве важнейшей составляющей, но также и разнообраз- ные сложные эмоциональные и волевые акты. Русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), отмечая множественный состав человека, выделял в нем в качестве главного, стержневого то, что поднимает человека над собой, то, что выше человека – это человеческий дух, духовность. Ослабление духовности, утрата центра, по мнению Н.А. Бердяева, ведет к разложению личности, ее распадению. Дух есть прежде всего свобода, творчество, поэтому человек призван постоянно со-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »