ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
20
в мифах, навязчивых фантазиях, иррациональных прозрениях, слепой не-
нависти. Все это рождает глубокое чувство незащищенности человека,
страх перед реальным исчезновением жизни, и в то же время ставит вопрос
о соответствии творений человека уровню его нравственного развития, о
критериях ответственности перед потомками за все деяния, совершенные
на земле людьми.
Человек как родовое существо. Сущность (природа) человека
Приступая к исследованию проблемы человека, необходимо прежде
всего определить главное понятие, характеризующее человека, – его сущ-
ность (природу). Человек, как известно, – существо, принадлежащее двум
разным мирам – миру природы и миру культуры. Природа – необходимое
условие антропогенеза, неразрывная связь их очевидна, и наука подтвер-
ждает факт происхождения, вычленения человека из животного, природ-
ного мира. Однако человек – не просто часть природы. Как существо мыс-
лящее, разумное, он мог состояться, лишь создавая необходимые, «челове-
ческие» условия своего существования. Совершенствуя эти условия, со-
циализируясь, человек материализовывал в них свои человеческие воз-
можности, сам изменяясь в этом процессе. Под влиянием человеческой
деятельности биологическое в человеке претерпело существенные измене-
ния и достигло в ряде моментов более высокого уровня развития, чем у
других представителей животного мира, т.е. оно «очеловечилось». Так, к
примеру, глаз орла видит намного дальше человеческого, однако человек
«видит» гораздо больше любого другого живущего на земле существа, по-
скольку обладает разумом. Жизнедеятельность человека находится под
контролем его сознания и воли.
Принадлежность к двум разным мирам – миру природы и миру куль-
туры – одна из главных проблем человеческого бытия. По вопросу о соот-
ношении природного и социального в человеке среди исследователей нет
единого мнения. Возникает много вопросов, к примеру: совершенны ли мы
с биологической точки зрения? Насколько наш организм отвечает требова-
ниям, предъявляемым к нему природной и социальной средой? Верно ли,
что человек – вершина эволюции на земле? Наряду с положительными от-
ветами на эти вопросы, существуют и другие. Так, представитель западной
философской антропологии А. Гелен (1904-76) рассматривает человека в
качестве «недостаточного», даже ущербного существа, которое в силу сво-
его физического несовершенства (отсутствие специальных органов напа-
дения и защиты, менее развитые органы чувств и т.д.) во многом проигры-
вает животным, и это обстоятельство будто бы предопределяет деятельную
и культурную природу человека. Некоторые антропологи считают также,
что не закончилась окончательно и эволюция человека: современные люди
в среднем на 20-25 см выше своих предков, значительно увеличилась так-
20 в мифах, навязчивых фантазиях, иррациональных прозрениях, слепой не- нависти. Все это рождает глубокое чувство незащищенности человека, страх перед реальным исчезновением жизни, и в то же время ставит вопрос о соответствии творений человека уровню его нравственного развития, о критериях ответственности перед потомками за все деяния, совершенные на земле людьми. Человек как родовое существо. Сущность (природа) человека Приступая к исследованию проблемы человека, необходимо прежде всего определить главное понятие, характеризующее человека, – его сущ- ность (природу). Человек, как известно, – существо, принадлежащее двум разным мирам – миру природы и миру культуры. Природа – необходимое условие антропогенеза, неразрывная связь их очевидна, и наука подтвер- ждает факт происхождения, вычленения человека из животного, природ- ного мира. Однако человек – не просто часть природы. Как существо мыс- лящее, разумное, он мог состояться, лишь создавая необходимые, «челове- ческие» условия своего существования. Совершенствуя эти условия, со- циализируясь, человек материализовывал в них свои человеческие воз- можности, сам изменяясь в этом процессе. Под влиянием человеческой деятельности биологическое в человеке претерпело существенные измене- ния и достигло в ряде моментов более высокого уровня развития, чем у других представителей животного мира, т.е. оно «очеловечилось». Так, к примеру, глаз орла видит намного дальше человеческого, однако человек «видит» гораздо больше любого другого живущего на земле существа, по- скольку обладает разумом. Жизнедеятельность человека находится под контролем его сознания и воли. Принадлежность к двум разным мирам – миру природы и миру куль- туры – одна из главных проблем человеческого бытия. По вопросу о соот- ношении природного и социального в человеке среди исследователей нет единого мнения. Возникает много вопросов, к примеру: совершенны ли мы с биологической точки зрения? Насколько наш организм отвечает требова- ниям, предъявляемым к нему природной и социальной средой? Верно ли, что человек – вершина эволюции на земле? Наряду с положительными от- ветами на эти вопросы, существуют и другие. Так, представитель западной философской антропологии А. Гелен (1904-76) рассматривает человека в качестве «недостаточного», даже ущербного существа, которое в силу сво- его физического несовершенства (отсутствие специальных органов напа- дения и защиты, менее развитые органы чувств и т.д.) во многом проигры- вает животным, и это обстоятельство будто бы предопределяет деятельную и культурную природу человека. Некоторые антропологи считают также, что не закончилась окончательно и эволюция человека: современные люди в среднем на 20-25 см выше своих предков, значительно увеличилась так-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »