Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 18 стр.

UptoLike

Рубрика: 

18
сила и господство над всем Космосом… Последний сам рождает в себе си-
лу, которая им управляет. Она могущественнее всех остальных сил приро-
ды…»
1
. В.И. Вернадский полагал, что разумная жизнь возникает во Все-
ленной с необходимостью естественного процесса
2
. В 1968 году американ-
ский физик Б. Картер сформулировал так называемые «антропные аргу-
менты», суть которых заключается в том, что уже на ранних стадиях эво-
люции Вселенной («первые секунды») возникли такие условия, которые
впоследствии привели с неизбежностью к возникновению мыслящего ра-
зума, «наблюдателя». «…Вселенная должна быть такой, чтобы допуска-
лось существование наблюдателя»
3
. Разумная жизнь может существовать
не во всякой Вселенной, а лишь в такой, которая отвечает требованиям оп-
ределенной структурной организации. Такая организация Вселенной не
только необязательна, но и весьма мало вероятна. Вероятность того, что в
первичной Вселенной возникнут тяжелые частицы, барионы, без которых
невозможна атомная и молекулярная структура вещества, и, следователь-
но, неживая и живая природа, порядка 10
-40
; вероятность скачков в разви-
тии, появления планетарных систем, жизни и разума каждый раз такого
же порядка. Сторонники «антропных аргументов» исходят из предположе-
ния о целесообразном устройстве Вселенной, «предустановленной гармо-
нии мира»
4
. Такие взгляды носят скорее характер мистической веры и не
имеют никакого научного обоснования. Так что же считать Человека Ра-
зумного, населяющего Землю, уникальным явлением во Вселенной? Такая
установка кажется слишком пессимистичной, учитывая хрупкость разум-
ной жизни на Земле. Однако проблема имеет и другое, более сообразное с
наукой решение. В соответствии с рассмотренными нами принципами си-
нергетики, в развивающейся Вселенной любое событие, вероятность кото-
рого отлична от нуля, реализуется. Таким образом, можно сделать вывод,
что во Вселенной существуют населенные разумными существами миры, и
если Вселенная бесконечна в пространстве и во времени таких миров
бесконечно много.
Вопросы и задания
1. Вселенная как целостность. Что такое система? Системные свойства и
свойства развивающихся систем.
2. Что такое «научная картина мира»? В чем различие механической и
1
Циолковский К. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга, 1928.
С. 7.
2
См.: Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
С. 27-33.
3
Картер В. Совпадение Больших чисел и антропологические аргументы в
космологии // Космология: теория и наблюдения. М.: Наука, 1978. С. 373.
4
См.: Берг Л.С. Труды по теории эволюции. М.: Наука, 1977. С. 71.
                                              18
сила и господство над всем Космосом… Последний сам рождает в себе си-
лу, которая им управляет. Она могущественнее всех остальных сил приро-
ды…»1. В.И. Вернадский полагал, что разумная жизнь возникает во Все-
ленной с необходимостью естественного процесса2. В 1968 году американ-
ский физик Б. Картер сформулировал так называемые «антропные аргу-
менты», суть которых заключается в том, что уже на ранних стадиях эво-
люции Вселенной («первые секунды») возникли такие условия, которые
впоследствии привели с неизбежностью к возникновению мыслящего ра-
зума, «наблюдателя». «…Вселенная должна быть такой, чтобы допуска-
лось существование наблюдателя»3. Разумная жизнь может существовать
не во всякой Вселенной, а лишь в такой, которая отвечает требованиям оп-
ределенной структурной организации. Такая организация Вселенной не
только необязательна, но и весьма мало вероятна. Вероятность того, что в
первичной Вселенной возникнут тяжелые частицы, барионы, без которых
невозможна атомная и молекулярная структура вещества, и, следователь-
но, неживая и живая природа, порядка 10-40; вероятность скачков в разви-
тии, появления планетарных систем, жизни и разума – каждый раз такого
же порядка. Сторонники «антропных аргументов» исходят из предположе-
ния о целесообразном устройстве Вселенной, «предустановленной гармо-
нии мира»4. Такие взгляды носят скорее характер мистической веры и не
имеют никакого научного обоснования. Так что же – считать Человека Ра-
зумного, населяющего Землю, уникальным явлением во Вселенной? Такая
установка кажется слишком пессимистичной, учитывая хрупкость разум-
ной жизни на Земле. Однако проблема имеет и другое, более сообразное с
наукой решение. В соответствии с рассмотренными нами принципами си-
нергетики, в развивающейся Вселенной любое событие, вероятность кото-
рого отлична от нуля, реализуется. Таким образом, можно сделать вывод,
что во Вселенной существуют населенные разумными существами миры, и
если Вселенная бесконечна в пространстве и во времени – таких миров
бесконечно много.

                                    Вопросы и задания

1.    Вселенная как целостность. Что такое система? Системные свойства и
      свойства развивающихся систем.
2.    Что такое «научная картина мира»? В чем различие механической и

          1
              Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. – Калуга, 1928.
– С. 7.
          2
         См.: Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988.
– С. 27-33.
       3
         Картер В. Совпадение Больших чисел и антропологические аргументы в
космологии // Космология: теория и наблюдения. – М.: Наука, 1978. – С. 373.
       4
         См.: Берг Л.С. Труды по теории эволюции. – М.: Наука, 1977. – С. 71.