Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 17 стр.

UptoLike

Рубрика: 

17
Модели мира. Место человека во Вселенной
Общая теория относительности устанавливает взаимозависимость
того, что движется и изменяется (материи), движения, пространства и вре-
мени. Эти четыре параметра составляют набор элементов, из которых кон-
струируются модели мира генерализированные представления о наблю-
даемой Вселенной. При построении таких моделей решаются некоторые
философские, мировоззренческие проблемы: конечна или бесконечна Все-
ленная, обладает ли она одними и теми же свойствами во всех своих час-
тях, изменяется ли как целое, как можно представить общий сценарий из-
менений, и другие. При этом авторы моделей мира принимают некоторые
допущения, не вытекающие из наблюдений и не имеющие статуса логиче-
ской достоверности. К числу таких допущений относятся данные о коли-
честве вещества во Вселенной, представление о неизменности физических
законов и констант, и другие. Все модели мира на основе ОТО можно раз-
делить на две группы: модели стационарной Вселенной и модели неста-
ционарной, расширяющейся или пульсирующей Вселенной. Модели пер-
вого типа (одну из них предложил А. Эйнштейн в 1917 г.) исходят из пред-
ставлений о конечности количества вещества во Вселенной и приводят к
затруднениям математического, физического и мировоззренческого харак-
тера. Модели второго типа как будто бы согласуются с фактами расши-
рение наблюдаемой Вселенной считается твердо установленным, но так-
же не свободны от допущений и противоречий. Модели нестационарной
Вселенной ставят проблему «начала мира» или «мирового периода». В
1929 году астроном Э.П. Хаббл (1889-1953) открыл фундаментальный за-
кон космологии: Вселенная расширяется, причем скорость расширения
пропорциональна расстоянию от начальной точки, или возрастает со вре-
менем. В 1946-1948 гг. русско-американский физик Джордж (Георгий Ан-
тонович) Гамов выдвинул идею «Большого Взрыва» расширения наблю-
даемой Вселенной из начального состояния очень плотного сгустка ма-
терии очень малых, но конечных размеров. По современным представле-
ниям, это событие произошло 15-20 миллиардов лет назад. В концепции
Гамова слабым местом является проблема «начала», т.к. ни природа «син-
гулярности», или первоначального сгустка материи, ни причина, по кото-
рой материя оказалась стянутой в точку, не находят удовлетворительного
объяснения. Эти противоречия снимаются, если рассматривать «Большой
Взрыв» как флуктуацию физического вакуума.
Если исходить из того, что наблюдаемая Вселенная, частью которой
является Земля, населенная разумными существами, возникла и расширя-
ется, т.е. изменяется во времени, развивается, можно попытаться ответить
на вопрос: закономерно ли появление мыслящего разума во Вселенной,
или это результат неповторимого стечения обстоятельств? В 1928 году
К.Э. Циолковский писал: «…Что могущественнее разума? Ему власть,
                                  17
             Модели мира. Место человека во Вселенной

      Общая теория относительности устанавливает взаимозависимость
того, что движется и изменяется (материи), движения, пространства и вре-
мени. Эти четыре параметра составляют набор элементов, из которых кон-
струируются модели мира – генерализированные представления о наблю-
даемой Вселенной. При построении таких моделей решаются некоторые
философские, мировоззренческие проблемы: конечна или бесконечна Все-
ленная, обладает ли она одними и теми же свойствами во всех своих час-
тях, изменяется ли как целое, как можно представить общий сценарий из-
менений, и другие. При этом авторы моделей мира принимают некоторые
допущения, не вытекающие из наблюдений и не имеющие статуса логиче-
ской достоверности. К числу таких допущений относятся данные о коли-
честве вещества во Вселенной, представление о неизменности физических
законов и констант, и другие. Все модели мира на основе ОТО можно раз-
делить на две группы: модели стационарной Вселенной и модели неста-
ционарной, расширяющейся или пульсирующей Вселенной. Модели пер-
вого типа (одну из них предложил А. Эйнштейн в 1917 г.) исходят из пред-
ставлений о конечности количества вещества во Вселенной и приводят к
затруднениям математического, физического и мировоззренческого харак-
тера. Модели второго типа как будто бы согласуются с фактами – расши-
рение наблюдаемой Вселенной считается твердо установленным, – но так-
же не свободны от допущений и противоречий. Модели нестационарной
Вселенной ставят проблему «начала мира» или «мирового периода». В
1929 году астроном Э.П. Хаббл (1889-1953) открыл фундаментальный за-
кон космологии: Вселенная расширяется, причем скорость расширения
пропорциональна расстоянию от начальной точки, или возрастает со вре-
менем. В 1946-1948 гг. русско-американский физик Джордж (Георгий Ан-
тонович) Гамов выдвинул идею «Большого Взрыва» – расширения наблю-
даемой Вселенной из начального состояния – очень плотного сгустка ма-
терии очень малых, но конечных размеров. По современным представле-
ниям, это событие произошло 15-20 миллиардов лет назад. В концепции
Гамова слабым местом является проблема «начала», т.к. ни природа «син-
гулярности», или первоначального сгустка материи, ни причина, по кото-
рой материя оказалась стянутой в точку, не находят удовлетворительного
объяснения. Эти противоречия снимаются, если рассматривать «Большой
Взрыв» как флуктуацию физического вакуума.
      Если исходить из того, что наблюдаемая Вселенная, частью которой
является Земля, населенная разумными существами, возникла и расширя-
ется, т.е. изменяется во времени, развивается, можно попытаться ответить
на вопрос: закономерно ли появление мыслящего разума во Вселенной,
или это результат неповторимого стечения обстоятельств? В 1928 году
К.Э. Циолковский писал: «…Что могущественнее разума? Ему – власть,