ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
15
ство-время. В результате «эмерджентов» последовательно возникают ма-
терия, жизнь, психика, являющиеся ступенями развития. Более сложное не
только несводимо к простому, но и определяет его.
Идея «глобального эволюционизма» сложилась в XX веке на основе
синтеза эволюционизма и достижений науки, причем этот «синтез» носит
интуитивистский и даже порой мистический характер. «Глобальный эволю-
ционизм» внешне наукообразен, хотя «степень достоверности идей «гло-
бального эволюционизма» ничтожна»
1
. В формирование этих идей внесли
свой вклад русские философы и ученые – Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский,
К.Э. Циолковский, западные философы и космологи – Тейяр де Шарден,
Леруа, Леметр, Хойл, Лесли и др. Суть «глобального эволюционизма» – в
целесообразном, закономерном и направленном развитии Вселенной от
«начала» до появления мыслящего разума, «наблюдателя». Этапы этого
процесса – космогенез, т.е. возникновение эмпирической Вселенной как це-
лого, бариогенез – возникновение тяжелых частиц, образующих ядра ато-
мов, т.е. появление вещества; биогенез – появление жизни; антропогенез,
социогенез, ноогенез – появление человека, формирование общества и про-
странства культуры, ноосферы. Глобальный эволюционизм объясняет раз-
витие тем, что Вселенная изначально получила такую организацию, которая
является программой ее дальнейшего изменения.
Пространство и время
Эти категории отражают особенности существования и развития все-
го, что возникает, изменяется и превращается в иное. Содержание этих ка-
тегорий неоднозначно и менялось от древности к современности.
Аристотель был первым, кто поставил в философии проблему про-
странства и времени – по крайней мере, он указывает, что до него никто не
исследовал эти вопросы
2
. Пространство и время Аристотель связывает с
движением и изменением
3
, отмечает трехмерность пространства и одно-
мерность времени, отвергает отождествление пространства с пустотой, не
зависящей от тел. Аристотель, таким образом, заложил основы представ-
лений о пространстве и времени в европейской философии. Писавший по-
сле Аристотеля Августин различает во времени прошлое, настоящее и бу-
дущее. Время непрерывно утекает в прошлое. В Новое время сложилось
две концепции пространства и времени. Автором одной был Ньютон; дру-
гая сформировалась в работах Декарта, Лейбница, Гольбаха. Ньютон раз-
1
Фесенкова Л.Ф. Глобальный эволюционизм как мировоззрение // Глобаль-
ный эволюционизм. – М.: ИФ РАН, 1994. – С. 40.
2
См.: Аристотель. Физика. IV. 208а30 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. – М.:
Мысль, 1981. – С. 123.
3
См.: Аристотель. Метафизика. XII. 6. 1071b5 // Аристотель. Соч.: В 4 т.
Т. 1. – М.: Мысль, 1975. – С. 307.
15 ство-время. В результате «эмерджентов» последовательно возникают ма- терия, жизнь, психика, являющиеся ступенями развития. Более сложное не только несводимо к простому, но и определяет его. Идея «глобального эволюционизма» сложилась в XX веке на основе синтеза эволюционизма и достижений науки, причем этот «синтез» носит интуитивистский и даже порой мистический характер. «Глобальный эволю- ционизм» внешне наукообразен, хотя «степень достоверности идей «гло- бального эволюционизма» ничтожна»1. В формирование этих идей внесли свой вклад русские философы и ученые – Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, западные философы и космологи – Тейяр де Шарден, Леруа, Леметр, Хойл, Лесли и др. Суть «глобального эволюционизма» – в целесообразном, закономерном и направленном развитии Вселенной от «начала» до появления мыслящего разума, «наблюдателя». Этапы этого процесса – космогенез, т.е. возникновение эмпирической Вселенной как це- лого, бариогенез – возникновение тяжелых частиц, образующих ядра ато- мов, т.е. появление вещества; биогенез – появление жизни; антропогенез, социогенез, ноогенез – появление человека, формирование общества и про- странства культуры, ноосферы. Глобальный эволюционизм объясняет раз- витие тем, что Вселенная изначально получила такую организацию, которая является программой ее дальнейшего изменения. Пространство и время Эти категории отражают особенности существования и развития все- го, что возникает, изменяется и превращается в иное. Содержание этих ка- тегорий неоднозначно и менялось от древности к современности. Аристотель был первым, кто поставил в философии проблему про- странства и времени – по крайней мере, он указывает, что до него никто не исследовал эти вопросы2. Пространство и время Аристотель связывает с движением и изменением3, отмечает трехмерность пространства и одно- мерность времени, отвергает отождествление пространства с пустотой, не зависящей от тел. Аристотель, таким образом, заложил основы представ- лений о пространстве и времени в европейской философии. Писавший по- сле Аристотеля Августин различает во времени прошлое, настоящее и бу- дущее. Время непрерывно утекает в прошлое. В Новое время сложилось две концепции пространства и времени. Автором одной был Ньютон; дру- гая сформировалась в работах Декарта, Лейбница, Гольбаха. Ньютон раз- 1 Фесенкова Л.Ф. Глобальный эволюционизм как мировоззрение // Глобаль- ный эволюционизм. – М.: ИФ РАН, 1994. – С. 40. 2 См.: Аристотель. Физика. IV. 208а30 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1981. – С. 123. 3 См.: Аристотель. Метафизика. XII. 6. 1071b5 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1975. – С. 307.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »