Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 14 стр.

UptoLike

Рубрика: 

14
изменения в природе, приводящие к возникновению новых систем за счет
элементов и энергии прежде бывших.
Основоположником эволюционистских моделей развития в философии
можно считать Аристотеля. С позиций эволюционизма, всякое движение и
развитие имеет внешнюю причину и цель. Конечной причиной и целепола-
гающей инстанцией у Аристотеля является Перводвигатель, или Бог. Аристо-
тель не утверждает, что Бог творит мир явлений: по крайней мере, материя не
сотворена; но три другие «причины» всякой вещи форма, движение и цель
имеют свое основание в Перводвигателе. В религиозной философии идея тво-
рения реационизм) и предопределения всякой сотворенной вещи к ее конеч-
ной цели (провиденциализм) являются ведущими тенденциями объяснения
причин возникновения, движения и изменения. В новейших доктринах подоб-
ного типа (например, религиозный эволюционизм Тейяра де Шардена) эта ус-
тановка не претерпела существенных изменений.
В философии XIX века эволюционная модель развития поучила ши-
рокое распространение. Герберт Спенсер (1820-1903) развивал идеи эво-
люционизма, которые он пытался противопоставить и религиозному креа-
ционизму, и теории эволюции живой природы Ч. Дарвина. Согласно Спен-
серу, в основе развития законы природы, прежде всего закон гравитации.
Под действием гравитации происходит дифференциация и организация
вначале однородной материи, и, таким образом, постепенно возникает все
многообразие мира. Все сложное возникает из простого и сводится к нему
(принцип редукционизма). Общество подобно живым организмам, а эти
последние подобны сложно организованным механическим системам.
Всякая новая ступень эволюции имеет своим источником некий импульс,
идущий извне, природу которого Спенсер не мог объяснить.
Концепция «творческой эволюции» развивалась философом-
иррационалистом Анри Бергсоном (1859-1941), считавшим мир нерасчле-
ненным и непознаваемым в разделении целым, которое он именовал дли-
тельностью. Интуитивный акт познания длительности есть в то же время и
обнаружение действительности в ее изменениях. Действительность изме-
няется от высших проявлений духа, к низшим предметам, материи, ко-
торые являются «мертвыми остатками» развивающейся в духовном «по-
рыве» действительности. Развитие есть непрерывная цепь творческих ак-
тов, которые не имеют рационального объяснения.
Концепция «эмерджентной эволюции» сформировалась на рубеже
XIX-XX вв. под влиянием идей теории относительности. Основоположни-
ком эмерджентизма считается английский философ С. Александер (1859-
1938). Основное понятие этой концепции «эмерджент» означает вне-
запное появление нового, более сложного и несводимого к предшествую-
щим ступеням развития. Это вызвано всякий раз сверхъестественным
вмешательством в дела природы. Эмерджентизм объединяет идею целост-
ности мира с идеей развития. Единая, вечная субстанция мира простран-
                                    14
изменения в природе, приводящие к возникновению новых систем за счет
элементов и энергии прежде бывших.
      Основоположником эволюционистских моделей развития в философии
можно считать Аристотеля. С позиций эволюционизма, всякое движение и
развитие имеет внешнюю причину и цель. Конечной причиной и целепола-
гающей инстанцией у Аристотеля является Перводвигатель, или Бог. Аристо-
тель не утверждает, что Бог творит мир явлений: по крайней мере, материя не
сотворена; но три другие «причины» всякой вещи – форма, движение и цель –
имеют свое основание в Перводвигателе. В религиозной философии идея тво-
рения (креационизм) и предопределения всякой сотворенной вещи к ее конеч-
ной цели (провиденциализм) являются ведущими тенденциями объяснения
причин возникновения, движения и изменения. В новейших доктринах подоб-
ного типа (например, религиозный эволюционизм Тейяра де Шардена) эта ус-
тановка не претерпела существенных изменений.
      В философии XIX века эволюционная модель развития поучила ши-
рокое распространение. Герберт Спенсер (1820-1903) развивал идеи эво-
люционизма, которые он пытался противопоставить и религиозному креа-
ционизму, и теории эволюции живой природы Ч. Дарвина. Согласно Спен-
серу, в основе развития – законы природы, прежде всего закон гравитации.
Под действием гравитации происходит дифференциация и организация
вначале однородной материи, и, таким образом, постепенно возникает все
многообразие мира. Все сложное возникает из простого и сводится к нему
(принцип редукционизма). Общество подобно живым организмам, а эти
последние подобны сложно организованным механическим системам.
Всякая новая ступень эволюции имеет своим источником некий импульс,
идущий извне, природу которого Спенсер не мог объяснить.
      Концепция «творческой эволюции» развивалась философом-
иррационалистом Анри Бергсоном (1859-1941), считавшим мир нерасчле-
ненным и непознаваемым в разделении целым, которое он именовал дли-
тельностью. Интуитивный акт познания длительности есть в то же время и
обнаружение действительности в ее изменениях. Действительность изме-
няется от высших проявлений – духа, к низшим – предметам, материи, ко-
торые являются «мертвыми остатками» развивающейся в духовном «по-
рыве» действительности. Развитие есть непрерывная цепь творческих ак-
тов, которые не имеют рационального объяснения.
      Концепция «эмерджентной эволюции» сформировалась на рубеже
XIX-XX вв. под влиянием идей теории относительности. Основоположни-
ком эмерджентизма считается английский философ С. Александер (1859-
1938). Основное понятие этой концепции – «эмерджент» – означает вне-
запное появление нового, более сложного и несводимого к предшествую-
щим ступеням развития. Это вызвано всякий раз сверхъестественным
вмешательством в дела природы. Эмерджентизм объединяет идею целост-
ности мира с идеей развития. Единая, вечная субстанция мира – простран-