Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 24 стр.

UptoLike

Рубрика: 

24
Важнейшими компонентами духовной свободы, таким образом, являются
познанная необходимость, внутренние убеждения, совесть, выбор решения
и ответственность за него, а также проявление воли, т.е. самореализация.
Последнее имеет особенно большое значение, поскольку иллюзорный тип
выбора ограничивает человека рамками его саморефлексии и различных
иллюзий на собственный счет. В итоге формируется личность, довольст-
вующаяся мыслью о своей внутренней независимости, самоценности.
Именно поэтому проблема «выбора себя», убежденности в этом вы-
боре и его реализация есть действительное проявление духовной свободы,
творческого потенциала человека. Но, будучи свободным в своих мыслях и
проявлениях, человек не должен творить произвол, он должен и может
быть ответственным за последствия своих действий перед собой, людьми и
природой. Тема свободы и ответственности была исследована в русской
религиозной философии XIX-XX вв. в творчестве В.С. Соловьева (1853-
1900), Н.А. Бердяева, Н.Ф. Федорова (1828-1903) и других выдающихся
мыслителей, а также в западной философской антропологии XX в. Акту-
альна эта тема и сейчас, на пороге XXI в., когда множественность челове-
ческих связей в современной жизни резко обостряет ответственность каж-
дого за принятие решений, от которых нередко зависит жизнь и благопо-
лучие многих людей. И здесь возникает вопрос о требовательности к нрав-
ственному сознанию и нравственному поведению человека.
Ограниченные знания, которыми обладает человек, не позволяют
ему во всем объеме предвидеть будущее и сознательно войти в него. Бу-
дущее всегда несет в себе нечто непредсказуемое, неизвестное. Соприкос-
новение с неизвестным создает проблемную ситуацию, непреодолимую на
основе накопленных знаний. Правда, с возникновением проблемной си-
туации во многих случаях сохраняется возможность не преодолеть, а
«снять» ее путем отказа от своих желаний и устремлений, т.е. совершить
выбор в пользу тех действий, результаты которых можно предвидеть. Та-
кой выбор нельзя оценить как проявление свободы. Это форма перехода к
будущему через «свободное» самоограничение, которое не утверждает
личностное бытие, а делает человека продуктом обстоятельств. Тот, кто
испытывает страх перед неизвестным будущим и уходит от проблем в об-
ласть предсказуемого будущего, не может быть хозяином своей судьбы.
Такая личность формируется обстоятельствами.
Принципиально иначе прокладывается вектор жизни в будущее, ко-
гда человек, столкнувшись с неизвестным, не бежит от проблемной ситуа-
ции, а преодолевает ее, практически реализуя свое «я». Проблемная ситуа-
ция это поле испытания личности, практической проверки ее качеств:
мужества, воли, силы духа. В этом случае важную роль играет сфера под-
сознания, сила и глубина эмоциональных переживаний. Именно в про-
блемных ситуациях эмоциональная жизнь достигает предельных уровней
напряжения. В обстановке слепоты разума, смятения чувств, борьбы стра-
                                  24
Важнейшими компонентами духовной свободы, таким образом, являются
познанная необходимость, внутренние убеждения, совесть, выбор решения
и ответственность за него, а также проявление воли, т.е. самореализация.
Последнее имеет особенно большое значение, поскольку иллюзорный тип
выбора ограничивает человека рамками его саморефлексии и различных
иллюзий на собственный счет. В итоге формируется личность, довольст-
вующаяся мыслью о своей внутренней независимости, самоценности.
      Именно поэтому проблема «выбора себя», убежденности в этом вы-
боре и его реализация есть действительное проявление духовной свободы,
творческого потенциала человека. Но, будучи свободным в своих мыслях и
проявлениях, человек не должен творить произвол, он должен и может
быть ответственным за последствия своих действий перед собой, людьми и
природой. Тема свободы и ответственности была исследована в русской
религиозной философии XIX-XX вв. в творчестве В.С. Соловьева (1853-
1900), Н.А. Бердяева, Н.Ф. Федорова (1828-1903) и других выдающихся
мыслителей, а также в западной философской антропологии XX в. Акту-
альна эта тема и сейчас, на пороге XXI в., когда множественность челове-
ческих связей в современной жизни резко обостряет ответственность каж-
дого за принятие решений, от которых нередко зависит жизнь и благопо-
лучие многих людей. И здесь возникает вопрос о требовательности к нрав-
ственному сознанию и нравственному поведению человека.
      Ограниченные знания, которыми обладает человек, не позволяют
ему во всем объеме предвидеть будущее и сознательно войти в него. Бу-
дущее всегда несет в себе нечто непредсказуемое, неизвестное. Соприкос-
новение с неизвестным создает проблемную ситуацию, непреодолимую на
основе накопленных знаний. Правда, с возникновением проблемной си-
туации во многих случаях сохраняется возможность не преодолеть, а
«снять» ее путем отказа от своих желаний и устремлений, т.е. совершить
выбор в пользу тех действий, результаты которых можно предвидеть. Та-
кой выбор нельзя оценить как проявление свободы. Это форма перехода к
будущему через «свободное» самоограничение, которое не утверждает
личностное бытие, а делает человека продуктом обстоятельств. Тот, кто
испытывает страх перед неизвестным будущим и уходит от проблем в об-
ласть предсказуемого будущего, не может быть хозяином своей судьбы.
Такая личность формируется обстоятельствами.
      Принципиально иначе прокладывается вектор жизни в будущее, ко-
гда человек, столкнувшись с неизвестным, не бежит от проблемной ситуа-
ции, а преодолевает ее, практически реализуя свое «я». Проблемная ситуа-
ция – это поле испытания личности, практической проверки ее качеств:
мужества, воли, силы духа. В этом случае важную роль играет сфера под-
сознания, сила и глубина эмоциональных переживаний. Именно в про-
блемных ситуациях эмоциональная жизнь достигает предельных уровней
напряжения. В обстановке слепоты разума, смятения чувств, борьбы стра-