Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 31 стр.

UptoLike

Рубрика: 

31
120-124.
2. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1989. С. 7-134, 338-
341.
3. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: По-
литиздат, 1989. С. 305-308.
4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.:
Политиздат, 1989. С. 323-328.
5. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Политиздат, 1990. С. 21-22, 35-36,
83, 116-117.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 111-
112, 114-115, 191-192.
7. Шелер М. Положение человека в Космосе // Мир человека. Книга для
чтения: В 2 ч. Ч. 2. – М.: Политиздат, 1991. – С. 81-86.
8. Шелер М. Человек и история // Хрестоматия по истории философии:
В 2 ч. Ч. 2. – М.: Прометей, 1994. С. 185-190.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
«Познай самого себя»
Сократ
«Человек это ни что иное, как эво-
люция, осознавшая самое себя»
Д.Хаксли
Проблема сознания относится к числу «вечных» проблем филосо-
фии. Размышления философов о происхождении, сущности и роли созна-
ния в деятельности человека и познании традиционно занимали и занима-
ют важное место во всех философских системах. И это объяснимо, ведь
изучая сознание, мы познаем самих себя.
В самом общем виде проблема сознания это проблема существова-
ния и сущности духовной, бестелесной, нематериальной субстанции. Фи-
лософы именовали данную субстанцию по-разному в разные исторические
времена: душа, мировой ум, идея, дух, мышление, абсолютный дух, миро-
вая воля, сознание, но общей во все времена была убежденность в том, что
сознание имеет особые, отличающиеся от окружающего материального,
вещественного мира свойства. Общей для большинства философских сис-
тем является также проблема соотношения сознания (духа, души) и мате-
рии.
1. В чем проявляется деятельность сознания? Прежде всего, в
том, что мы способны ощущать, воспринимать и описывать в понятийной
форме мир, в котором мы существуем, и реагировать в целостной форме на
его разнообразные воздействия. Так, например, человек, смотрящий в ок-
но, не только видит прохожих и проезжающие мимо машины, но и слышит
обращенный к нему вопрос другого человека, находящегося в комнате,
                                   31
     120-124.
2.   Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1989. – С. 7-134, 338-
     341.
3.   Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М.: По-
     литиздат, 1989. – С. 305-308.
4.   Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.:
     Политиздат, 1989. – С. 323-328.
5.   Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Политиздат, 1990. – С. 21-22, 35-36,
     83, 116-117.
6.   Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – С. 111-
     112, 114-115, 191-192.
7.   Шелер М. Положение человека в Космосе // Мир человека. Книга для
     чтения: В 2 ч. Ч. 2. – М.: Политиздат, 1991. – С. 81-86.
8.   Шелер М. Человек и история // Хрестоматия по истории философии:
     В 2 ч. Ч. 2. – М.: Прометей, 1994. – С. 185-190.

        ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

                                                       «Познай самого себя»
                                                                      Сократ
                                        «Человек – это ни что иное, как эво-
                                        люция, осознавшая самое себя»
                                                                   Д.Хаксли

      Проблема сознания относится к числу «вечных» проблем филосо-
фии. Размышления философов о происхождении, сущности и роли созна-
ния в деятельности человека и познании традиционно занимали и занима-
ют важное место во всех философских системах. И это объяснимо, ведь
изучая сознание, мы познаем самих себя.
      В самом общем виде проблема сознания – это проблема существова-
ния и сущности духовной, бестелесной, нематериальной субстанции. Фи-
лософы именовали данную субстанцию по-разному в разные исторические
времена: душа, мировой ум, идея, дух, мышление, абсолютный дух, миро-
вая воля, сознание, но общей во все времена была убежденность в том, что
сознание имеет особые, отличающиеся от окружающего материального,
вещественного мира свойства. Общей для большинства философских сис-
тем является также проблема соотношения сознания (духа, души) и мате-
рии.
      1. В чем проявляется деятельность сознания? Прежде всего, в
том, что мы способны ощущать, воспринимать и описывать в понятийной
форме мир, в котором мы существуем, и реагировать в целостной форме на
его разнообразные воздействия. Так, например, человек, смотрящий в ок-
но, не только видит прохожих и проезжающие мимо машины, но и слышит
обращенный к нему вопрос другого человека, находящегося в комнате,