Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 32 стр.

UptoLike

Рубрика: 

32
чувствует запах цветов, стоящих рядом на столе и ему нравится этот запах,
ощущает вкус только что выпитого кофе и думает о предстоящих делах.
При этом все эти разнокачественные ощущения (зрительные, слуховые,
обонятельные, вкусовые, осязательные), сформированные разными орга-
нами чувств, а также эмоции, переживания и мысли воспринимаются са-
мим человеком как единое и целостное сознательное событие.
Единство сознания является его существенной характеристикой.
Единство сознания находит выражение в «единстве всех компонентов
внешнего и внутреннего опыта в данный момент времени»
(В.А. Лекторский), а также в осознании единства переживаемого прошло-
го, настоящего и возможного будущего. Данное единство носит устойчи-
вый характер и формально выражается в «Я», которое традиционно счита-
ется центром сознания, характеризует целостность личности в долговре-
менной перспективе.
Способность к осознанию себя (самосознание) позволяет человеку
воздействовать на свое внутреннее состояние, управлять речью, воспри-
ятием, мыслями, эмоциями, вспоминать прошлое, планировать будущее,
контролировать свое поведение. В нашем субъективном внутреннем мире
постоянно разыгрываются удивительные спектакли, единственным зрите-
лем которых являемся мы сами. Но не все содержание сознания доступно
нашему «внутреннему взору», и не обо всех состояниях собственной пси-
хики мы можем дать отчет себе и другим людям. И не потому, что не хо-
тим это сделать: проблема состоит в том, что у человека часть психики но-
сит бессознательный характер. О бессознательной психике известно не-
много, и знание носит в основном гипотетический характер.
Таким образом, благодаря сознанию мы можем сосредоточить свое
внимание на чем-либо, т.е. выделить, осознать какую-либо важную для
нас часть мира, в том числе самих себя. Сознание это всегда осознание
чего-либо, оно всегда направлено на какой-либо объект. И, конечно, соз-
нание это состояние бодрствования.
Итак, даже на основе простого наблюдения за собой и другими
людьми мы можем описать те или иные проявления сознания. Этих зна-
ний, наверное, вполне достаточно обычному человеку в повседневной
жизни. Но если мы зададимся вопросами о том, как и когда сознание воз-
никло у человека, какие функции сознание выполняет в деятельности че-
ловека и познании человеком мира, каким законам подчиняется его разви-
тие, то одних наблюдений за внешними проявлениями сознания для ответа
на эти вопросы мало. Необходимо углубленное изучение сознания.
2. Какие науки изучают сознание? Многие столетия сознание изу-
чалось, в основном, в философии и, позднее, в психологии, которая офор-
милась как самостоятельная дисциплина в XIX веке. До XIX в. психология
развивалась как часть философского знания. В настоящее время в условиях
интенсивной дифференциации наук те или иные стороны сознания челове-
                                   32
чувствует запах цветов, стоящих рядом на столе и ему нравится этот запах,
ощущает вкус только что выпитого кофе и думает о предстоящих делах.
При этом все эти разнокачественные ощущения (зрительные, слуховые,
обонятельные, вкусовые, осязательные), сформированные разными орга-
нами чувств, а также эмоции, переживания и мысли воспринимаются са-
мим человеком как единое и целостное сознательное событие.
      Единство сознания является его существенной характеристикой.
Единство сознания находит выражение в «единстве всех компонентов
внешнего и внутреннего опыта в данный момент времени»
(В.А. Лекторский), а также в осознании единства переживаемого прошло-
го, настоящего и возможного будущего. Данное единство носит устойчи-
вый характер и формально выражается в «Я», которое традиционно счита-
ется центром сознания, характеризует целостность личности в долговре-
менной перспективе.
      Способность к осознанию себя (самосознание) позволяет человеку
воздействовать на свое внутреннее состояние, управлять речью, воспри-
ятием, мыслями, эмоциями, вспоминать прошлое, планировать будущее,
контролировать свое поведение. В нашем субъективном внутреннем мире
постоянно разыгрываются удивительные спектакли, единственным зрите-
лем которых являемся мы сами. Но не все содержание сознания доступно
нашему «внутреннему взору», и не обо всех состояниях собственной пси-
хики мы можем дать отчет себе и другим людям. И не потому, что не хо-
тим это сделать: проблема состоит в том, что у человека часть психики но-
сит бессознательный характер. О бессознательной психике известно не-
много, и знание носит в основном гипотетический характер.
      Таким образом, благодаря сознанию мы можем сосредоточить свое
внимание на чем-либо, т.е. выделить, осознать какую-либо важную для
нас часть мира, в том числе самих себя. Сознание – это всегда осознание
чего-либо, оно всегда направлено на какой-либо объект. И, конечно, соз-
нание – это состояние бодрствования.
      Итак, даже на основе простого наблюдения за собой и другими
людьми мы можем описать те или иные проявления сознания. Этих зна-
ний, наверное, вполне достаточно обычному человеку в повседневной
жизни. Но если мы зададимся вопросами о том, как и когда сознание воз-
никло у человека, какие функции сознание выполняет в деятельности че-
ловека и познании человеком мира, каким законам подчиняется его разви-
тие, то одних наблюдений за внешними проявлениями сознания для ответа
на эти вопросы мало. Необходимо углубленное изучение сознания.
      2. Какие науки изучают сознание? Многие столетия сознание изу-
чалось, в основном, в философии и, позднее, в психологии, которая офор-
милась как самостоятельная дисциплина в XIX веке. До XIX в. психология
развивалась как часть философского знания. В настоящее время в условиях
интенсивной дифференциации наук те или иные стороны сознания челове-