Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 35 стр.

UptoLike

Рубрика: 

35
нию Лефевра, состоит из врожденных рефлексивных структур с двумя
формами рефлексии (человек в каждый данный момент не только осозна-
ет предстающий перед ним мир, но и осознает, что он осознает пред-
стающий перед ним мир) и автоматическим механизмом счета.
В социально-гуманитарных науках сознание изучается под другим
углом зрения. Сознание это, прежде всего, сознание человека, включен-
ного в систему отношений с другими людьми, существующего в конкрет-
ных культурно-исторических условиях, это развивающееся, изменяющееся
сознание. Сознание рассматривается как субъективная реальность, имею-
щая сложную структуру, но при этом обладающая качеством единства.
Гуманитарные и социальные науки стремятся изучить все богатство субъ-
ективного опыта человека, включающего не только логическое мышление,
но и интуицию, эмоции, переживания, ценности. При этом в современном
социально-гуманитарном знании также существуют различные трактовки
сознания. В лингвистике, в частности, распространено представление о
сознании как языке. В социально-политических науках изучается общест-
венное сознание, политическое сознание и т.д.
Итак, в частных науках, в той или иной степени рассматривающих
сознание, оно определяется под углом зрения предмета данной научной
дисциплины. В результате растет число определений сознания, и неиску-
шенный читатель может растеряться перед таким разнообразием тракто-
вок.
Возникает естественный вопрос: можно ли выработать единое, всеми
принимаемое определение сознания? Если да, то какая наука способна
осуществить такой синтез гуманитарная или естественная? И не полу-
чится ли так, что объединение весьма различающихся определений созна-
ния не даст эффективного результата и сознание постигнет участь героя
одного из фантастических рассказов, облик которого менялся, в зависимо-
сти от того, кто на него смотрел, и погибшего, когда все эти люди собра-
лись вместе и посмотрели на него?
Безусловно, потребность и необходимость в обобщении и объедине-
нии разнообразных знаний о сознании человека существовала, существу-
ет, и будет существовать всегда. Эта потребность вырастает из человече-
ского желания лучше понимать себя, свои поступки и возможности. В ча-
стных науках исследуются лишь отдельные функции и свойства сознания,
что не позволяет дать полного и целостного представления о сознании. С
этой точки зрения, частно-научные знания о сознании являются односто-
ронними. Но основная и неизбежная трудность в познании сознания в том
и состоит, что необходимо понять, что такое сознание в целом, какова его
функция в деятельности человека и познании человеком мира. Один из ос-
нователей современной психологии, американский философ У. Джеймс
(1842-1910), даже заметил как-то, что «мы понимаем, что значит «созна-
ние», пока никто не просит нас дать сознанию строгое определение».
                                  35
нию Лефевра, состоит из врожденных рефлексивных структур с двумя
формами рефлексии (человек в каждый данный момент не только осозна-
ет предстающий перед ним мир, но и осознает, что он осознает пред-
стающий перед ним мир) и автоматическим механизмом счета.
      В социально-гуманитарных науках сознание изучается под другим
углом зрения. Сознание – это, прежде всего, сознание человека, включен-
ного в систему отношений с другими людьми, существующего в конкрет-
ных культурно-исторических условиях, это развивающееся, изменяющееся
сознание. Сознание рассматривается как субъективная реальность, имею-
щая сложную структуру, но при этом обладающая качеством единства.
Гуманитарные и социальные науки стремятся изучить все богатство субъ-
ективного опыта человека, включающего не только логическое мышление,
но и интуицию, эмоции, переживания, ценности. При этом в современном
социально-гуманитарном знании также существуют различные трактовки
сознания. В лингвистике, в частности, распространено представление о
сознании как языке. В социально-политических науках изучается общест-
венное сознание, политическое сознание и т.д.
      Итак, в частных науках, в той или иной степени рассматривающих
сознание, оно определяется под углом зрения предмета данной научной
дисциплины. В результате растет число определений сознания, и неиску-
шенный читатель может растеряться перед таким разнообразием тракто-
вок.
      Возникает естественный вопрос: можно ли выработать единое, всеми
принимаемое определение сознания? Если да, то какая наука способна
осуществить такой синтез – гуманитарная или естественная? И не полу-
чится ли так, что объединение весьма различающихся определений созна-
ния не даст эффективного результата и сознание постигнет участь героя
одного из фантастических рассказов, облик которого менялся, в зависимо-
сти от того, кто на него смотрел, и погибшего, когда все эти люди собра-
лись вместе и посмотрели на него?
      Безусловно, потребность и необходимость в обобщении и объедине-
нии разнообразных знаний о сознании человека существовала, существу-
ет, и будет существовать всегда. Эта потребность вырастает из человече-
ского желания лучше понимать себя, свои поступки и возможности. В ча-
стных науках исследуются лишь отдельные функции и свойства сознания,
что не позволяет дать полного и целостного представления о сознании. С
этой точки зрения, частно-научные знания о сознании являются односто-
ронними. Но основная и неизбежная трудность в познании сознания в том
и состоит, что необходимо понять, что такое сознание в целом, какова его
функция в деятельности человека и познании человеком мира. Один из ос-
нователей современной психологии, американский философ У. Джеймс
(1842-1910), даже заметил как-то, что «мы понимаем, что значит «созна-
ние», пока никто не просит нас дать сознанию строгое определение».