ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
37
а, по мнению других, душой обладают все живые существа, а также мир в
целом. Одни философы доказывали, что душа бестелесна, другие наделяли
ее телесностью. Рассмотрим некоторые из этих взглядов подробнее.
На ранних этапах развития человеческого общества преобладал ми-
фологический тип мышления и познания
1
. Вера в существование душ и
духов – анимизм (лат. anima, animus – душа, дух) - была в те времена не-
отъемлемой частью религиозных верований. При этом считалось, что оду-
шевлен весь мир: душой обладают растения, животные, люди. Такое уче-
ние о всеобщей одушевленности материи получило название гилозоизм
(гр. hyle – материя, zoe – жизнь). В греческой мифологии олицетворением
души была Психея, которая появлялась в образе бабочки или девушки.
В мифологии были распространено понимание души как своеобраз-
ного двойника человека, находящегося в его теле, при этом душа может
покидать тело человека и легко перемещаться по свету. Орфики, например,
полагали, что душа, носимая ветром, входит в животных при вдыхании.
Древние даже отождествляли душу с дыханием. Так, славянское слово
«душа» происходит от корня «дых-», «дух-». Выражение «испустить дух»
буквально означает прекращение дыхания как прекращение жизни.
С появлением философии знания о душе постепенно систематизи-
руются и приобретают рациональную форму. Так, в центре философских
интересов знаменитого древнегреческого философа Сократа был человек и
его внутренний мир. Слова «Познай самого себя», начертанные на храме
Аполлона в Дельфах, Сократ сделал главным принципом философского
познания. Призыв Сократа к познанию человеком самого себя привлек
внимание к диалогическому характеру мышления человека, связи мышле-
ния и общения людей, процессу познания и пути получения ясного, отчет-
ливого знания.
По мнению Платона, ученика Сократа, бессмертная душа может сво-
бодно перемещаться в мире и созерцать вечные идеи, расположенные в за-
небесной области и по сути представляющие собой знание в чистом виде.
Вселяясь в смертное тело человека, душа забывает эти идеи (тело – «тем-
ница» души), но способна их вспомнить, «припомнить». Припоминание
(анамнезис) включает различные стадии - от неясных смутных догадок до
отчетливого отнесения конкретного воспринимаемого предмета к роду
предметов, которые душа созерцала в мире идей. В философии Платона
идея припоминания родственна идее осознания, а забытое, скрытое знание,
1
Миф – это вымышленная, фантастическая картина мира. Особенностью
мифологического мышления является то, что человек не противопоставляет себя
внешнему миру. Более того, он нередко рассматривает мир по аналогии с собой,
персонифицируя природные и социальные силы, приписывая миру эмоции, ощу-
щения, одушевляя окружающий мир. Данное свойство мифологического мышле-
ния получило название антропоморфизм (от греч. anthrōpos – человек и morphē –
форма).
37 а, по мнению других, душой обладают все живые существа, а также мир в целом. Одни философы доказывали, что душа бестелесна, другие наделяли ее телесностью. Рассмотрим некоторые из этих взглядов подробнее. На ранних этапах развития человеческого общества преобладал ми- фологический тип мышления и познания1. Вера в существование душ и духов – анимизм (лат. anima, animus – душа, дух) - была в те времена не- отъемлемой частью религиозных верований. При этом считалось, что оду- шевлен весь мир: душой обладают растения, животные, люди. Такое уче- ние о всеобщей одушевленности материи получило название гилозоизм (гр. hyle – материя, zoe – жизнь). В греческой мифологии олицетворением души была Психея, которая появлялась в образе бабочки или девушки. В мифологии были распространено понимание души как своеобраз- ного двойника человека, находящегося в его теле, при этом душа может покидать тело человека и легко перемещаться по свету. Орфики, например, полагали, что душа, носимая ветром, входит в животных при вдыхании. Древние даже отождествляли душу с дыханием. Так, славянское слово «душа» происходит от корня «дых-», «дух-». Выражение «испустить дух» буквально означает прекращение дыхания как прекращение жизни. С появлением философии знания о душе постепенно систематизи- руются и приобретают рациональную форму. Так, в центре философских интересов знаменитого древнегреческого философа Сократа был человек и его внутренний мир. Слова «Познай самого себя», начертанные на храме Аполлона в Дельфах, Сократ сделал главным принципом философского познания. Призыв Сократа к познанию человеком самого себя привлек внимание к диалогическому характеру мышления человека, связи мышле- ния и общения людей, процессу познания и пути получения ясного, отчет- ливого знания. По мнению Платона, ученика Сократа, бессмертная душа может сво- бодно перемещаться в мире и созерцать вечные идеи, расположенные в за- небесной области и по сути представляющие собой знание в чистом виде. Вселяясь в смертное тело человека, душа забывает эти идеи (тело – «тем- ница» души), но способна их вспомнить, «припомнить». Припоминание (анамнезис) включает различные стадии - от неясных смутных догадок до отчетливого отнесения конкретного воспринимаемого предмета к роду предметов, которые душа созерцала в мире идей. В философии Платона идея припоминания родственна идее осознания, а забытое, скрытое знание, 1 Миф – это вымышленная, фантастическая картина мира. Особенностью мифологического мышления является то, что человек не противопоставляет себя внешнему миру. Более того, он нередко рассматривает мир по аналогии с собой, персонифицируя природные и социальные силы, приписывая миру эмоции, ощу- щения, одушевляя окружающий мир. Данное свойство мифологического мышле- ния получило название антропоморфизм (от греч. anthrōpos – человек и morphē – форма).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- …
- следующая ›
- последняя »