Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 38 стр.

UptoLike

Рубрика: 

38
по существу является неосознанным знанием. В трудах Платона упомина-
ется также случай с воином Иринархом, душа которого после сражения
временно покидала его тело, созерцала поле битвы, затем вернулась в свою
телесную оболочку и очнувшийся воин смог рассказать все, что видела его
душа. Интерес представляет также выделение Платоном различных частей
души: разумной, чувственной и волевой ужественной), нередко находя-
щихся в конфликте друг с другом. И только сильный разум может разре-
шить конфликт: объединить противоречивые устремления души, согласо-
вать низшие человеческие влечения с благородными побуждениями. Пла-
тон также был убежден, что в космосе существует мировая душа.
Аристотель, великий философ и исследователь природы, автор зна-
менитого трактата «О душе» полагал, что душа это не самостоятельная
сущность, а форма организации живого, функция целостного живого орга-
низма. В отличие от большинства своих предшественников, Аристотель
исходил из того, что «душу от тела отделить нельзя», т.е. душа не является
чем-то внешним по отношению к телу человека, и противоположным ему;
она не способна перемещаться в пространстве отдельно от тела. По Ари-
стотелю, например, нельзя говорить «душа радуется», нужно сказать «че-
ловек радуется душой». Душа (а, по сути, речь идет о психических процес-
сах) присуща только живым существам, она является причиной жизни, той
движущей силой, энергией, которая превращает возможность в действи-
тельность. Душа расположена в сердце человека, она придает жизни цель и
смысл. Аристотель обратил внимание на различные уровни развития души.
Душа бывает растительная, животная и разумная, присущая только чело-
веку.
В период эллинизма учение о душе развивалось в эпикурейской
школе. Эпикур, разделявший материалистические воззрения атомистов,
утверждал, что душа человека состоит из тонких частиц. Душа смертна:
она возникает вместе с телом человека и вместе с ним умирает.
Представления о душе, заложенные в античности, получили разви-
тие в средневековой религиозной философии. В Средние века господство-
вало религиозное мировоззрение, в соответствии с которым Бог создал мир
и управляет им. В различных версиях богословских учений душа рассмат-
ривалась как божественная сущность, временно вселяющаяся в людей и
связывающая человека с Богом. Душа мыслилась как высшее духовное
начало в человеке и противопоставлялась греховному телу с его низкими
чувственными желаниям. Главной целью человеческой жизни в христиан-
стве стало спасение души с надеждой на справедливое воздаяние после
смерти вечное блаженство в раю. В христианстве идея души оказалась
тесно связана с идеей загробного мира.
В целом, в средневековой религиозной философии немалое внима-
ние уделялось внутреннему духовному опыту человека. Августин, один из
виднейших представителей западной патристики, считал, в частности, что
                                   38
по существу является неосознанным знанием. В трудах Платона упомина-
ется также случай с воином Иринархом, душа которого после сражения
временно покидала его тело, созерцала поле битвы, затем вернулась в свою
телесную оболочку и очнувшийся воин смог рассказать все, что видела его
душа. Интерес представляет также выделение Платоном различных частей
души: разумной, чувственной и волевой (мужественной), нередко находя-
щихся в конфликте друг с другом. И только сильный разум может разре-
шить конфликт: объединить противоречивые устремления души, согласо-
вать низшие человеческие влечения с благородными побуждениями. Пла-
тон также был убежден, что в космосе существует мировая душа.
      Аристотель, великий философ и исследователь природы, автор зна-
менитого трактата «О душе» полагал, что душа – это не самостоятельная
сущность, а форма организации живого, функция целостного живого орга-
низма. В отличие от большинства своих предшественников, Аристотель
исходил из того, что «душу от тела отделить нельзя», т.е. душа не является
чем-то внешним по отношению к телу человека, и противоположным ему;
она не способна перемещаться в пространстве отдельно от тела. По Ари-
стотелю, например, нельзя говорить «душа радуется», нужно сказать «че-
ловек радуется душой». Душа (а, по сути, речь идет о психических процес-
сах) присуща только живым существам, она является причиной жизни, той
движущей силой, энергией, которая превращает возможность в действи-
тельность. Душа расположена в сердце человека, она придает жизни цель и
смысл. Аристотель обратил внимание на различные уровни развития души.
Душа бывает растительная, животная и разумная, присущая только чело-
веку.
      В период эллинизма учение о душе развивалось в эпикурейской
школе. Эпикур, разделявший материалистические воззрения атомистов,
утверждал, что душа человека состоит из тонких частиц. Душа смертна:
она возникает вместе с телом человека и вместе с ним умирает.
      Представления о душе, заложенные в античности, получили разви-
тие в средневековой религиозной философии. В Средние века господство-
вало религиозное мировоззрение, в соответствии с которым Бог создал мир
и управляет им. В различных версиях богословских учений душа рассмат-
ривалась как божественная сущность, временно вселяющаяся в людей и
связывающая человека с Богом. Душа мыслилась как высшее духовное
начало в человеке и противопоставлялась греховному телу с его низкими
чувственными желаниям. Главной целью человеческой жизни в христиан-
стве стало спасение души с надеждой на справедливое воздаяние после
смерти – вечное блаженство в раю. В христианстве идея души оказалась
тесно связана с идеей загробного мира.
      В целом, в средневековой религиозной философии немалое внима-
ние уделялось внутреннему духовному опыту человека. Августин, один из
виднейших представителей западной патристики, считал, в частности, что