Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 40 стр.

UptoLike

Рубрика: 

40
ловека. Декарт попытался даже психические процессы осмыслить с меха-
нистических позиций и представить их как часть рефлекторной деятельно-
сти человека. Он стремился показать, что тело автоматически осуществля-
ет ряд психических функций (например, восприятие), и считал, что со вре-
менем даже сложные движения не только простые, такие как сужение
зрачков как реакция на яркий свет) можно будет объяснить на основе фи-
зиологической механики.
Какое же место в деятельности человека отвел Декарт душе? Душа -
это равноправная самостоятельная субстанция, в существовании которой
невозможно усомниться. Сомнению можно подвергнуть все существую-
щее, но невозможно опровергнуть факт мышления человека: «я мыслю,
следовательно, я существую». Но главной функцией души, в понимании
Декарта, становится непосредственное осознание содержания мышления.
Это важный момент, так как фактически, в философских построениях Де-
карта впервые в философской мысли место души занимает сознание.
Функция сознания рефлексия, осознание себя самого. Благодаря созна-
нию мыслящий субъект имеет доступ к своим внутренним состояниям. О
содержании собственного мышления субъект узнает с помощью «внутрен-
него зрения» (интроспекции). Сознание содержит в себе, по мнению Де-
карта, врожденные идеи, такие как идею Бога, чисел, фигур, а также неко-
торые аксиомы. Они существуют в сознании до опыта и независимо от
опыта.
Но, признав самостоятельный и независимый характер деятельности
сознания и тела, Декарт все же вынужден был объяснить, как они взаимо-
действуют, ведь сам факт взаимодействия был очевидным. По мнению Де-
карта, взаимодействие сознания и тела осуществляется в шишковидной
железе (эпифизе), одной из желез внутренней секреции. Сознание побуж-
дает тело человека действовать и двигаться. Проблема соотношения созна-
ния и тела современной трактовке сознания и мозга) получившая на-
звание психофизической проблемы, не утратила своей актуальности в наши
дни, а, наоборот, приобрела еще большую актуальность в связи с развити-
ем нейронаук.
Таким образом, в философии Декарта сложились следующие поло-
жения о сознании: 1) сознание является особой, самостоятельной, мысля-
щей субстанцией, существующей независимо от протяженной материи; 2)
содержание сознания самоочевидно для субъекта. Обратим внимание на
то, что у Декарта нет представлений о бессознательной психике, он ото-
ждествил психику с сознанием, а сознание с мышлением, разумом, ин-
теллектом. Декарт считал, что разум является главным познавательным
средством, высшей формой активности души. Данная позиция получила
название «рационализм».
Философские идеи Декарта вызвали чрезвычайный интерес в фило-
софском сообществе. Но дуализм и рационализм довольно скоро стали
                                  40
ловека. Декарт попытался даже психические процессы осмыслить с меха-
нистических позиций и представить их как часть рефлекторной деятельно-
сти человека. Он стремился показать, что тело автоматически осуществля-
ет ряд психических функций (например, восприятие), и считал, что со вре-
менем даже сложные движения (а не только простые, такие как сужение
зрачков как реакция на яркий свет) можно будет объяснить на основе фи-
зиологической механики.
      Какое же место в деятельности человека отвел Декарт душе? Душа -
это равноправная самостоятельная субстанция, в существовании которой
невозможно усомниться. Сомнению можно подвергнуть все существую-
щее, но невозможно опровергнуть факт мышления человека: «я мыслю,
следовательно, я существую». Но главной функцией души, в понимании
Декарта, становится непосредственное осознание содержания мышления.
Это важный момент, так как фактически, в философских построениях Де-
карта впервые в философской мысли место души занимает сознание.
Функция сознания – рефлексия, осознание себя самого. Благодаря созна-
нию мыслящий субъект имеет доступ к своим внутренним состояниям. О
содержании собственного мышления субъект узнает с помощью «внутрен-
него зрения» (интроспекции). Сознание содержит в себе, по мнению Де-
карта, врожденные идеи, такие как идею Бога, чисел, фигур, а также неко-
торые аксиомы. Они существуют в сознании до опыта и независимо от
опыта.
      Но, признав самостоятельный и независимый характер деятельности
сознания и тела, Декарт все же вынужден был объяснить, как они взаимо-
действуют, ведь сам факт взаимодействия был очевидным. По мнению Де-
карта, взаимодействие сознания и тела осуществляется в шишковидной
железе (эпифизе), одной из желез внутренней секреции. Сознание побуж-
дает тело человека действовать и двигаться. Проблема соотношения созна-
ния и тела (в современной трактовке – сознания и мозга) получившая на-
звание психофизической проблемы, не утратила своей актуальности в наши
дни, а, наоборот, приобрела еще большую актуальность в связи с развити-
ем нейронаук.
      Таким образом, в философии Декарта сложились следующие поло-
жения о сознании: 1) сознание является особой, самостоятельной, мысля-
щей субстанцией, существующей независимо от протяженной материи; 2)
содержание сознания самоочевидно для субъекта. Обратим внимание на
то, что у Декарта нет представлений о бессознательной психике, он ото-
ждествил психику с сознанием, а сознание – с мышлением, разумом, ин-
теллектом. Декарт считал, что разум является главным познавательным
средством, высшей формой активности души. Данная позиция получила
название «рационализм».
      Философские идеи Декарта вызвали чрезвычайный интерес в фило-
софском сообществе. Но дуализм и рационализм довольно скоро стали