ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
41
объектами критики. Так, например, голландский философ Б. Спиноза
(1632-1677) стремился преодолеть дуализм Декарта и представить челове-
ка как целостное духовно-телесное существо. Немецкий философ и мате-
матик Г. Лейбниц (1646-1716) развивал концепцию психофизического па-
раллелизма, в соответствии с которой душа и тело действуют автономно,
независимо друг от друга, но их работа как бы синхронизирована, как у
пары часов, которые всегда показывают одно и то же время. Лейбниц на-
звал это предустановленной гармонией. Английский философ Т. Гоббс
(15588-1679), в отличие от своих предшественников, основой познания
считал опыт (лат. эмпирио – опыт), а принципом организации познания –
ассоциации. Заметим, что ассоциативность как свойство мышления, по су-
ти, является психологическим аналогом механического сцепления смеж-
ных элементов, и в этом тоже проявляется влияние механицизма. Извест-
ный английский философ Д. Локк (1632-1704), развивавший идеи эмпи-
ризма, определил сознание как «восприятие того, что происходит у чело-
века в его собственном уме». По его мнению, существует два источника
содержания сознания – ощущения, которые поставляют органы чувств, и
рефлексия как внутреннее восприятие деятельности нашего ума.
В целом в XVII-XVIII вв. отмечается существенный рост интереса
философов к сознанию человека и познанию человеком мира, а их изуче-
ние приобретает систематический характер. Вместе с тем, еще раз под-
черкнем, что возникновение в Новое время экспериментального естество-
знания повлияло на философскую методологию. Влияние проявилось в
том, что человек нередко рассматривался как организм или механизм, дея-
тельность которого подчинена механическим закономерностям. В этот пе-
риод получают развитие материалистические концепции сознания. Фило-
софы-материалисты отмечали, что сознание возникает на определенном
этапе развития пассивной или активной самодвижущейся материи и связа-
но с деятельностью головного мозга. Иногда соотношение сознания и моз-
га трактовалось упрощенно. Например, появление в XIX в. эксперимен-
тальной психологии способствовало тому, что некоторые материалисти-
чески ориентированные психологи стали трактовать соотношение деятель-
ности сознания и мозга по аналогии с работой других внутренних органов.
Они пытались понять сознание, исходя из положения, что мозг вырабаты-
вает сознание, подобно тому, как поджелудочная железа вырабатывает же-
лудочный сок, печень вырабатывает желчь и т.п. (К. Фогт, Л. Бюхнер). Но,
правда, все попытки экспериментально зафиксировать человеческую
мысль неизменно заканчивались неудачей.
В философии XIX в. постепенно нарастала критика ограниченности
рационалистического подхода к сознанию. Возникли философские направ-
ления - философия жизни, экзистенциализм и ряд других, в которых соз-
нание трактовалось иначе, чем в классической рационалистической теории
познания, ведущей начало от Декарта. В философии жизни, частности,
41 объектами критики. Так, например, голландский философ Б. Спиноза (1632-1677) стремился преодолеть дуализм Декарта и представить челове- ка как целостное духовно-телесное существо. Немецкий философ и мате- матик Г. Лейбниц (1646-1716) развивал концепцию психофизического па- раллелизма, в соответствии с которой душа и тело действуют автономно, независимо друг от друга, но их работа как бы синхронизирована, как у пары часов, которые всегда показывают одно и то же время. Лейбниц на- звал это предустановленной гармонией. Английский философ Т. Гоббс (15588-1679), в отличие от своих предшественников, основой познания считал опыт (лат. эмпирио – опыт), а принципом организации познания – ассоциации. Заметим, что ассоциативность как свойство мышления, по су- ти, является психологическим аналогом механического сцепления смеж- ных элементов, и в этом тоже проявляется влияние механицизма. Извест- ный английский философ Д. Локк (1632-1704), развивавший идеи эмпи- ризма, определил сознание как «восприятие того, что происходит у чело- века в его собственном уме». По его мнению, существует два источника содержания сознания – ощущения, которые поставляют органы чувств, и рефлексия как внутреннее восприятие деятельности нашего ума. В целом в XVII-XVIII вв. отмечается существенный рост интереса философов к сознанию человека и познанию человеком мира, а их изуче- ние приобретает систематический характер. Вместе с тем, еще раз под- черкнем, что возникновение в Новое время экспериментального естество- знания повлияло на философскую методологию. Влияние проявилось в том, что человек нередко рассматривался как организм или механизм, дея- тельность которого подчинена механическим закономерностям. В этот пе- риод получают развитие материалистические концепции сознания. Фило- софы-материалисты отмечали, что сознание возникает на определенном этапе развития пассивной или активной самодвижущейся материи и связа- но с деятельностью головного мозга. Иногда соотношение сознания и моз- га трактовалось упрощенно. Например, появление в XIX в. эксперимен- тальной психологии способствовало тому, что некоторые материалисти- чески ориентированные психологи стали трактовать соотношение деятель- ности сознания и мозга по аналогии с работой других внутренних органов. Они пытались понять сознание, исходя из положения, что мозг вырабаты- вает сознание, подобно тому, как поджелудочная железа вырабатывает же- лудочный сок, печень вырабатывает желчь и т.п. (К. Фогт, Л. Бюхнер). Но, правда, все попытки экспериментально зафиксировать человеческую мысль неизменно заканчивались неудачей. В философии XIX в. постепенно нарастала критика ограниченности рационалистического подхода к сознанию. Возникли философские направ- ления - философия жизни, экзистенциализм и ряд других, в которых соз- нание трактовалось иначе, чем в классической рационалистической теории познания, ведущей начало от Декарта. В философии жизни, частности,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- …
- следующая ›
- последняя »